«Газета.Ru» побеседовала об интернет-мемах и последних веяниях изменчивой сетевой моды с кандидатом филологических наук, доцентом, заведующей кафедрой русского языка и методики его преподавания в Забайкальском государственном университете Юлией Щуриной, которая занимается исследованиями смеховой культуры и современной русской словесности.
— Как появляются и оформляются интернет-мемы?
— Термином «интернет-мем» обозначают возникшее в первом десятилетии XXI века явление спонтанного лавинообразного распространения в интернет-среде некоторой информации посредством разнообразных способов, а также саму эту информацию.
Понятие «мем» впервые было введено Ричардом Докинзом, предложившим концепцию репликации по отношению к социокультурным процессам. В широком понимании мем можно рассматривать как некую идею, образ, объект культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами сетевого сообщества.
Мемы могут представлять собой вербальные (слова, фразы, текстовые фрагменты), невербальные (изображения, видео, гифы) и гибридные образования, которые объединяет два ключевых признака — воспроизводимость и высокая скорость циркуляции в интернете.
При этом мемы постоянно обновляются, смешиваются, трансформируются, образуя все более сложный и специфичный язык интернет-сообществ.
— Что в данном контексте можно сказать про плоды последних событий, например про «вежливых людей»? Имеет ли место некий культурный подтекст?
— Мем рассматривается как механизм передачи и хранения культурной информации. Важно, что спонтанному, неконтролируемому распространению среди интернет-пользователей определенной информации подвержена не всякая информация, а лишь та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает ассоциации.
Мемы отражают культурные стереотипы и явления современной действительности, которые актуальны и интересны для интернет-пользователей.
Так, мемы-персонажи представляют собой усредненные портреты представителей некоторых профессий (Проницательный Психолог, Злая Училка, Коварный Переводчик, Типичный Программист, Филологическая Дева) или социальных слоев (Типичный Иммигрант, Провинциальный Мэн), нередко мемами становятся животные или фантастические персонажи (Котэ, Собака, Философораптор, Ктулху).
Интернет-мемы можно считать разновидностью так называемых прецедентных феноменов. Это регулярно воспроизводимые в общении феномены, хорошо известные всем представителям культурно-языкового коллектива. Явление прецедентности считается одним из важнейших средств межкультурной коммуникации.
Любой прецедентный элемент (текст, имя, ситуация) в сжатом виде способен передать информацию об источнике либо о целом культурном (историческом) событии. Это позволяет обеспечить узнавание данного феномена адресатом и его последующую интерпретацию.
Вежливые люди — вооруженные люди неизвестной принадлежности без опознавательных знаков, похожие на российских военных. Появившиеся в конце февраля в тогда еще украинском Крыму военнослужащие без опознавательных знаков мгновенно приобрели популярность у населения.
Интернет-мем «вежливые люди», родившийся после этих событий, по-прежнему не теряет рейтингов в блогах и продолжает набирать популярность. Это, пожалуй, первый в новейшей истории мем федерального значения, который употребляют все, от интернет-пользователей и журналистов до известных политиков.
Мем родился чисто случайно, его популярность может быть обусловлена как актуальностью связанных с ним событий, так и несомненным комическим эффектом, заложенным в определении «вежливые» по отношению к вооруженным субъектам.
— Что позволяет стать мемом цитате из выступления какой-либо публичной личности, например «радиоактивный пепел» из передачи Дмитрия Киселева?
Источники возникновения мемов весьма разнообразны: актуальное событие, горячая новость в СМИ (иранские ракеты, челябинский метеорит, папа Римский отрекается); предмет искусства или артефакт материальной культуры (Джоконда); художественные фильмы (Это Спарта!); персонажи аниме, сериалов; анекдоты, художественные тексты; компьютерные игры.
Довольно часто мемами становятся фразы отдельных пользователей или известных медийных личностей.Так, мем «интернеты» (англ. Internets) — искусственно образованная форма множественного числа — появился после того, как Джордж Буш-младший, отвечая на вопрос аудитории, использовал эту форму.
Или фраза про радиоактивный пепел Дмитрия Киселева, которая мгновенно разлетелась на мемы в сети в различных вариациях. Например:
— Как происходит превращение в мем личностей? Что в свете этого можно сказать про пример прокурора Крыма Поклонской?
Источником мема может стать известная личность, чаще всего это артисты, медийные личности, персонажи кинофильмов, среди которых, например, Боромир, Роберт Дауни-младший в образе Железного человека, Райан Гослинг — серия вайнов под названием «Райан Гослинг отказывается есть».
Прокурор Наталья Поклонская своей внешностью и поведением сумела породить гигантское количество контента и стать мемом. На сегодняшний день Поклонская представлена практически на всех популярных ресурсах рунета: создана страница в «Википедии», есть несколько фанатских групп в «ВКонтакте», блог на Tumblr и фейковый твиттер, ветка на Pikabu.
Российские художники окрестили Поклонскую «няша» и «прокурор-тян», тем самым поддержав своих японских коллег, которые первыми начали создавать фан-арт с ее изображениями. Например:
В основе популярности мемов про Поклонскую лежит контраст между анимешной (большие глаза, правильные черты лица, прическа) внешностью и мимикой и жесткой, неженственной манерой выступлений.
— Как сильно влияет политическая повестка дня на культурный контекст мемов?
— Политические события влияют на процесс создания и репликации мемов в той же степени, как и любые другие актуальные явления. Степень распространенности мема зависит как от важности происходящих событий для большинства пользователей, так и от наличия забавного или неожиданного компонента в той или иной фразе или событии, которые могут в дальнейшем многократно обыгрываться, подвергаясь все новым трансформациям.
— Какова фокус-группа, среди которой распространяются и развиваются подобные мемы? Какие факторы обусловливают долгосрочную циркуляцию мема в интернете?
— Многие мемы ориентированы на определенную аудиторию, от которой и ожидается узнавание и получение комического эффекта. Например, шутки, используемые в эдвайсе Коварный Переводчик, зачастую понятны только представителям именно этой профессии:
Или мем Филологическая Дева, содержательная часть которого, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые (речевые) ошибки, фрагменты стихотворений, имена известных авторов, языковые факты и т.п.). Например:
Обыгрывается типичная орфографическая ошибка в написании глаголов в безличной форме (3 л. ед. ч.) с мягким знаком. Вторая фраза актуализирует значение омонима «спиться» (совершенный вид глагола «спиваться»).
Часто неожиданная концовка известных прецедентных фраз вызывает комический эффект. Для достижения комизма необходимо узнавание адресатом соответствующих прецедентных феноменов, например:
Возможность достижения нужного коммуникативного эффекта при использовании многих типичных для интернет-общения мемов связана с определением соответствующих коннотаций, которыми они обладают.
Для адекватного восприятия интернет-мемов необходимо совпадение составляющих культурного багажа автора и адресата, наличие определенных предварительных знаний, узнавание мема. Интернет-мемы обычно сфокусированы на той или иной социальной группе, то есть комический эффект мема рассчитан, как правило, на определенную аудиторию, однако наиболее успешные из мемов становятся известны далеко за пределами интернет-пространства, в том числе и в традиционных сферах общения.
В целом возможность продвижения мема связана с включенностью адресатов в контекст. Этим обусловлена и относительная недолговечность активности мемов. То есть на длительность циркуляции можно рассчитывать только в случае широкой известности тех событий, которые послужили основой для создания мема.
Обычно распространение интернет-мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, включая процесс его внедрения в традиционные сферы общения (хотя многие мемы исчезают из активного пользования, так и не став известными широкой аудитории). После этого процесс репликации замедляется или прекращается, мем попадает в категорию «Старый мем» (баян, или боян) и вытесняется другими, более свежими мемами.
Мемы значительно отличаются по востребованности и устойчивости. Устойчивость мема может быть связана с его потенциалом генерирования различных интернет-жанров. Создание значительного числа текстов или иных образований на основе данного мема и их последующее воспроизведение на разных сетевых площадках позволяет мему сохраниться и при благоприятных условиях вновь актуализироваться.