Травмы Второй мировой
Созданный в 1949 году Совет Европы стал второй по счету организацией после НАТО, основанной по итогам Второй мировой войны и призванной работать для консолидации европейских стран. Однако о необходимости его создания начали высказываться уже в 1940-е годы. Так, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в радиообращении к нации в 1943 году заявил о необходимости создания Совета Европы и Совета Азии. Вновь высказался о необходимости учреждения подобной организации Черчилль уже 19 сентября 1946 года в цюрихском университете.
«Мы должны построить Соединенные Штаты Европы. Первым шагом к этому станет формирование Совета Европы», — заявил Черчилль.
На это предложение немедленно отреагировали главы европейских государств, начавшие консультационный процесс. Существовало две точки зрения относительно того, как будет выглядеть Совет Европы: первая предполагала создание классической международной организации, в которой выступали бы представители различных стран. Сторонники второй точки зрения считали целесообразным учреждение организации парламентского типа, которая имела бы черты политического форума.
5 мая 1949 года в Лондоне при участи десяти держав — Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Великобритании, Франции и Швеции — был создан Совет Европы, а также подписан его Устав. Стоит отметить, что были учтены все точки зрения: на тот момент организация состояла из Комитета представителей правительств и Консультативной ассамблеи. В то же время Швейцария отклонила приглашение принять участие в лондонской конференции, сославшись на принцип нейтралитета. А подписанные документы предполагали принятие в Совет Европы Исландии, Греции и Турции.
Символичным жестом было и решение расположить штаб-квартиру в Страсбурге, который, находясь на франко-германской границе, символизировал бы европейское примирение.
В преамбуле Устава говорится, что страны — участники Совета Европы привержены «духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства права, лежащих в основе любой истинной демократии». Эта формулировка, как и создание Совета Европы, отчасти была обусловлена реальностью, возникшей после окончания Второй мировой войны — никто не хотел допустить даже возможности повторения событий подобного масштаба. Таким образом, в большинстве случаев деятельность Совета Европы можно назвать исключительно правозащитной.
В 1950 году странами — участниками Совета Европы была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она гарантирует права человека на жизнь, свободу, безопасность, справедливое судебное разбирательство и семейную жизнь, свободу мысли, совести, религии и выражения мнения. Стоит отметить, что практически вся деятельность Совета Европы основана на конвенциях, поскольку после того как
страна-участник подпишет и ратифицирует подобные конвенции, она будет обязана их соблюдать.
Сейчас в Совет Европы входят 47 стран, в которых проживает около 820 млн человек. В то же время такие государства, как Канада, Израиль, Япония, Мексика, США, и ватиканский Святой престол представлены в организации на правах наблюдателей. Россия стала 39-м государством — членом Совета Европы 28 февраля 1996 года.
В то же время Белоруссия подала заявку на вступление в организацию еще в 1993 году, однако статус приглашенного государства был отозван, после того как проведенные в 1997 году выборы были признаны незаконными.
Лабиринты бюрократии
В составе Совета Европы существуют различные органы, на основе деятельности которых функционирует и сама организация. Отдел науки «Газеты.Ru» расскажет о самых главных из них.
Комитет министров принимает решения по вопросами политики, деятельности и бюджета Совета Европы. В него входят министры иностранных дел всех государств-членов или их постоянные представители в Страсбурге.
Решения Комитета министров по вопросам деятельности Совета Европы носят обязательный характер, тогда как рекомендации, которые комитет адресует странам — членам организации, являются для них не юридически, а политически обязательными.
Страны — председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является своего рода «двигателем политических инициатив». Она представляет собой консультативный орган, состоящий из представителей парламентов всех государств-членов. Члены ПАСЕ назначаются парламентами государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, представлены в ПАСЕ 18 членами. Главой делегации России в ПАСЕ является Алексей Пушков.
По решению ПАСЕ с 1985 года отказ от практики смертной казни стал предварительным условием вступления в Совет Европы.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) был основан в 1959 году. Он представляет собой международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие уже упомянутую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. По данным за 2013 год, Россия занимает в ЕСПЧ первое место по числу жалоб, переданных на рассмотрение судейскими составами.
В 2013 году, например, суд в очередной раз закончил рассмотрение «Катынского дела», заявители которого требовали от России проведения эффективного расследования обстоятельств трагических событий.
Генеральный секретарь и секретариат Совета Европы также играют важную роль в деятельности организации. Избираемый Парламентской ассамблеей на пять лет секретарь руководит секретариатом, который обеспечивает нормальное функционирование различных органов Совета Европы, а также проводит в жизнь внутреннюю политику организации.
Также в состав Совета Европы входят комиссар по правам человека, Конгресс местных и региональных властей, Конференция международных неправительственных организаций, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости, Венецианская комиссия, Банк развития Совета Европы и другие органы.
Совет Европы и Россия
До распада Советского Союза Совет Европы отчасти являлся одним из инструментов давления на него. Так, ПАСЕ очень часто выносила на рассмотрение вопросы нарушения свободы слова и вероисповедания в СССР. Не прошли мимо Совета Европы и такие события, как ввод войск в Чехословакию в 1968 году и начало советской операции в Афганистане в 1979 году.
Отношения между организацией и СССР начали меняться только с приходом к власти Михаила Горбачева, который в 1989 году даже посетил штаб-квартиру Совета Европы. После этого СССР присоединился к ряду конвенций.
«И мне думается, мы из большой Европы общими усилиями все-таки сделаем объединенную Европу, построим наш общий европейский дом, в нем будет уютно всем в своих квартирах, но вместе с тем в общем доме, где мы сотрудничаем», — заявил Горбачев, выступая в ПАСЕ.
А 7 мая 1992 года заявку на вступление в Совет Европы подала уже Россия. Однако после событий, связанных с роспуском Верховного совета, рассмотрение российской заявки оказалось замороженным. Тем не менее принятие новой Конституции и выборы в новый парламент устранили формальные препятствия на пути России в Совет Европы. Посетившие Москву осенью 1994 года эксперты утверждали. что российские законы не соответствуют европейским нормам, и потребовали перенести вступление России в Совет Европы на 1995 год.
В 1995 году рассмотрение российской заявки было вновь заморожено из-за первой чеченской кампании.
Тем не менее ситуация изменилась ближе к концу 1995 года, когда европейские наблюдатели посетили Чечню. После этого в Совете Европы наконец пришли к выводу, что в конце февраля 1996 года Россия сможет присоединиться к организации. Присоединившаяся к Совету Европы Россия ратифицировала и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Несмотря на то что юридический статус смертной казни в России довольно противоречив, любое ее применение будет означать выход страны из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы.
Бюджет Совета Европы формируется из взносов стран-участниц, что зачастую вызывает критику, когда принимаются решения, не устраивающие российскую сторону, поскольку Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации. Статус основного спонсора Россия получила благодаря высокому уровню ВНП из расчета на душу населения. Со временем эти взносы лишь возрастали, что также вызывало широкое недовольство.
В 1997 году на Втором саммите Совета Европы выступил президент России Борис Ельцин. Там он заявил о своей готовности «к строительству новой, большой Европы без разделительных линий», посетовав на силы, стремившиеся «изолировать Россию от Европы», а также на двойные стандарты.
Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в России получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.
В начале 2000-х годов множество проблем вызывала позиция Совета Европа по Чечне. Так, в апреле 2000 года ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса и рекомендовала Комитету министров Совета Европы рассмотреть вопрос о приостановке членства России в организации. Тем не менее через год Россию восстановили в правах. А в 2005 году Парламентская ассамблея подвергла критике российское судебное производство, когда приняла резолюцию по «делу ЮКОСа».
В 2008 году Россию просили отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии, однако права голоса лишать не стали.
Одной из проблем является также вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы. В России считают, что все обязательства выполнены, в то время как в Совете Европы с каждым годом прибавляют новые требования, продолжая наблюдение за Россией. А в 2012 году парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.
В этом же году ПАСЕ присоединилась к расследованию дела Магнитского, что также негативно сказалось на взаимодействии с российской стороной в свете того, что ассамблея предложила странам-участникам присоединиться к антироссийским санкциям. Более того, санкции и претензии со стороны Совета Европы возникают в отношении России намного чаще, чем претензии к остальным членам организации.
Окончательно отношения России и Совета Европы испортились в 2014 году, когда начались известные события на Украине. 10 апреля 2014 года на сессии ПАСЕ был принят документ, согласно которому российская делегация была лишена права голоса до конца 2014 года, а также участия в работе руководящих органов ассамблеи и ее наблюдательных миссий из-за политики Москвы относительно Крыма. В тот же день сразу после принятия документа российская делегация досрочно покинула сессию.
Диалог и невмешательство
Пресс-служба Совета Европы согласилась ответить на несколько вопросов «Газеты.Ru».
— Как Совет Европы изменился со времен «холодной войны»?
— Совет Европы был основан с целью предотвращения войны путем сотрудничества и создания общего благосостояния, а также объединения Европы после Второй мировой войны. Основные задачи организации — это защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входящих в совет стран.
Именно реализацией этих задач вопреки имеющимся противоречиям и занимаются государства — участники организации. Эти принципы не изменились со временем, а сейчас как никогда актуальны.
Совет Европы приветствовал рождение новых демократий. Спустя десять лет после падения Берлинской стены в организацию вступили 18 стран, придав Совет Европу панъевропейский статус.
— Какие органы, входящие в состав Совета Европы, играют особо важную роль в свете последних событий?
— Деятельность всех органов, входящих в состав Совета Европы, играет важную роль в деятельности организации.
В свете последних событий можно вспомнить Венецианскую комиссию (Европейскую комиссию за демократию через право), которая занимается анализом законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права.
Таким образом, федеральный конституционный закон №462741-6 «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Россию и образования в ее составе нового субъекта России» признан не соответствующим международным нормам.
В настоящее время в отношениях между Россией и Советом Европы появились определенные трудности. Тем не менее в этих отношениях всегда превалировали политическая воля и стремление достичь взаимопонимания ради защиты демократии и прав российских граждан.
Совет Европы надеется, что будущее взаимодействие с Россией будет носить продуктивный и позитивный характер, а также соответствовать нормам прав человека, демократии и верховенства права. Это будет в том числе соответствовать национальным интересам России и помогать защищать права и свободы ее граждан.
— А как события на Украине в целом сказались на взаимоотношениях Совета Европы и России?
Тем не менее организация не может принимать чью-либо сторону в политических спорах. Совет Европы может предлагать площадку для дискуссии, в ходе которой при условии достижения консенсуса могут приниматься определенные решения.
В конце марта было проведено заседание заместителей министров при Совете Европы, на котором референдум в Крыму и деятельность крымских властей признали противоречащими украинскому законодательству. А 3 апреля ситуацию на Украине обсуждали уже при участии министра иностранных дел страны Андрея Дещицы. На нем министр выразил уверенность в том, что Украина и дальше будет проводить реформы, направленные на защиту прав человека и демократических свобод.
После присоединения Крыма к России ПАСЕ поддержала лишение российской делегации права голоса в ассамблее до 2015. При этом Россия остается членом организации и продолжает активно участвовать в деятельности других ее органов. Кроме того, Россия продолжает быть обязанной исполнять все конвенции, в том числе и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
В Совете Европы верят, что самым эффективным способом разрешения любых конфликтов является диалог. Сам Совет Европы является уникальной панъевропейской платформой, на которой Россия может выразить свои взгляды и достичь взаимопонимания с другими государствами.