Американскому миллиардеру, изобретателю и создателю первой в мире частной космической корпорации SpaceX Илону Маску оказалось мало контрактов с NASA и возможности доставлять на МКС грузы. Частники хотят замахнуться на святое –
запуски военных спутников, осуществляемых в интересах военных.
На прошедшей в Вашингтоне пресс-конференции Маск заявил, что подает в суд на федеральные власти, не допускающие частные космические корпорации к военным запускам. Речь в первую очередь идет о крупном подряде, оформленном еще в декабре прошлого года, в рамках которого ВВС США безо всякого конкурса выбрали консорциум United Launch Alliance для поставки 36 ракет, предназначенных для вывода на орбиту разведывательных спутников. По словам Маска, контракт между ВВС и ULA – явное нарушение антимонопольного законодательства, на котором американские налогоплательщики потеряют миллиарды долларов.
«Мы чувствуем, что это неправильно. Запуски в интересах национальной безопасности должны опираться на соревновательность и не должны доверяться одному исполнителю на бесконкурсной основе», — считает Маск.
Как сообщалось ранее, декабрьский контракт подразумевает поставку ракетной техники для запусков в интересах минобороны, национального управления военно-космической разведки США и других правительственных служб по существенно сниженной по сравнению с прошлыми годами стоимости.
Поставка еще 14 ракет будет осуществляться уже по конкурсу, в котором сможет участвовать и SpaceX, и еще две частные компании, для ракет которых требуется сертификация. ULA – совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, занимающееся выведением космических аппаратов по заказу правительства США.
С 2006 года альянс вывел в космос более 80 спутников, среди которых были космические научные миссии Orion EFT-1, Curiosity, MAVEN, TDRS и другие. Этот альянс производит ракеты Delta IV и Atlas V, которые на сегодняшний день единственные носители, сертифицированные для вывода на орбиту дорогостоящих военных спутников.
Маск хочет добиться сертификации более современной и более дешевой ракеты Falcon 9, а также тяжелых ракет Falcon, чтобы они могли участвовать в тендерах.
На сегодняшний день Falcon 9 запускалась в космос 9 раз и лишь 4 раза – в «тяжелой» конфигурации, отвечающей требованиям ВВС.
«Мы всего лишь протестуем и говорим, что запуски должны осуществляться по конкурсу. Если мы будем участвовать и проиграем — прекрасно. Но почему они даже не соревнуются?» — удивляется Маск. «Учитывая то, что это многолетний контракт, почему бы не подождать несколько месяцев для завершения сертификации и не устроить конкурс? Мне это кажется очень разумным», — добавил миллиардер.
По его словам, запуск ракеты Falcon стоит в четыре раза меньше, чем запуск ракет Delta или Atlas.
«Так что этот контракт будет стоить американским налогоплательщикам лишние миллиарды долларов», — отметил он.
«Каждый запуск альянса ULA обходится примерно в $400 млн. Они безумно дорогие, я не знаю почему», — говорит бизнесмен. Запуск же ракеты Falcon обходится всего в $60 млн, сертификация увеличит эту сумму до $100 млн.
В жалобе в Федеральный претензионный суд США, обнародованной в понедельник, приводится и еще одно немаловажное обстоятельство. Сегодня в ракете Atlas V используются двигатели РД-180, выпускаемые в России. «В свете международных событий выбрано не то время, чтобы давать сотни миллионов долларов Кремлю. А это именно то, к чему приводит соглашение между ВВС и ULA, несмотря на наличие собственных возможностей, не ставящих нас в зависимость от стран, представляющих угрозу национальной безопасности», — считает Маск.
В настоящее время у ULA есть двухлетний контракт на поставку двигателей РД-180 и документация, позволяющая начать сборку в США. В случае ужесточения санкций Россия может прекратить поставку двигателей и США потребуется от трех до пяти лет для развертывания производства и сертификации двигателей на американской территории.
Есть у SpaceX и еще один весомый аргумент. Инженеры намерены значительно удешевить будущие запуски, применив революционное для ракетостроителей решения:
они намерены мягко сажать первые ступени ракеты на землю после запуска, чтобы в дальнейшем использовать их повторно.
И прошлый запуск ракеты, доставившей грузовой корабль Dragon к МКС, продемонстрировал успех этой затеи. После отработки ступень, используя собственные реактивные двигатели, плавно опустилась в вертикальном положении в бушующие воды Атлантического океана. По словам Маска, сегодня стоимость ракетного топлива составляет лишь 0,6% стоимости запуска, поэтому повторное использование ступеней может значительно удешевить их. «То, что сделала SpaceX, – эволюция, но революция. И я думаю, что если мы сможем сохранять и восстанавливать наши ступени и перезапускать их, это окажет революционное воздействие на стоимость космической доставки», — считает Маск. В планах инженеров — мягко приземлять отработанные ступени в назначенном месте.