Страсти вокруг страстей

Отдел науки «Газеты.Ru» разобрался в аутентичности реликвий, связанных с Иисусом Христом

Владимир Гелаев
Отдел науки «Газеты.Ru» разобрался в аутентичности Реликвий Страстей — артефактов, относящихся к распятию Христа. Несмотря на то что большинство из них являются подделкой, некоторые имеют признаки аутентичности.

Реликвии, связанные с Иисусом Христом, на протяжении веков оставались не только объектом почитания миллионов верующих, но и темой для дебатов в научной среде. И если в Средние века подвергнуть подлинность некоторых из них могла только церковь, зарабатывавшая за счет них немалые средства, то впоследствии возможность изучить некоторые из этих артефактов и сделать определенные выводы получили и ученые.

Отдел науки «Газеты.Ru» попытался разобраться, что представляют собой самые известные из связанных с Христом реликвий. В частности, речь пойдет о Реликвиях Страстей — артефактах, относящихся к распятию Христа.

Животворящий Крест

Под Животворящим Крестом понимают тот самый крест, на котором, согласно христианским верованиям, был распят Иисус Христос. Дальнейшая судьба креста после казни Иисуса оставалась неизвестной на протяжении трех веков. Затем, согласно историческим хроникам церковных историков, крест был обретен в Иерусалиме царицей Еленой — матерью византийского императора Константина Великого. Тем не менее в первых хрониках говорилось, что

Елена нашла под храмом, воздвигнутым на месте распятия Христа, целых три креста, лишь один из которых оказался подлинной реликвией. Вместе с крестом царица забрала из Иерусалима четыре гвоздя и табличку со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Примечательно, что после обретения этих реликвий Европу наводнили фрагменты «Животворящего Креста» и несколько десятков чудотворных гвоздей, хотя сама царица Елена повелела разделить крест только на две части. С течением веков число таких реликвий лишь продолжало расти, что вынуждало многих людей относиться к ним со скепсисом. Так, церковный реформатор Жан Кальвин в XVI веке писал следующее:

«Если кратко, то если все фрагменты Животворящего Креста собрать вместе, то можно построить целый корабль. В то же время в Евангелии говорится, что крест нес один человек».

Тем не менее в XIX веке ученые смогли изучить раздробленную на множество частей реликвию и пришли к выводу, что суммарный вес всех известных частей равняется 1,7 кг. Дальнейшие исследования подвергли сомнению и эти выводы: американский исследователь Джо Никкель в своей книге «Реликвии Христа» пишет, что следы от гвоздей, которые сохранились на некоторых из фрагментов, свидетельствуют о том, что так прибить человека было нельзя.

К тому же число дырок от гвоздей слишком многочисленно. Никкель пишет, что

распятый 20 гвоздями Христос был бы «похож на подушку для иголочек». В то же время из одного из таких гвоздей была сделана корона Лангобардского королевства.

Титло INRI

Говоря про Животворящий Крест, нельзя не упомянуть и титло INRI (IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM) — табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которая якобы была найдена царицей Еленой вместе с крестом. Согласно преданию, эту надпись на трех языках — греческом, арамейском и латинском — на табличку нанес сам прокуратор Понтий Пилат.

Как и Животворящий Крест, титло разделили на несколько частей: первоначально их было всего три. Тем не менее до нашего времени дошел лишь один артефакт, аутентичность которого признает церковь. Этот фрагмент таблички хранится в храме Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме.

Ученые, которым удалось исследовать артефакт, утверждают, что он является подделкой. По их словам, нанесенная на табличку надпись содержит языковые формы и шрифт, которые не совпадают с теми, что использовались в I веке. Более того, надпись на греческом содержит палеографические ошибки, что также говорит в пользу того, что артефакт является поддельным.

Впоследствии был проведен и радиоуглеродный анализ фрагментов артефакта, согласно которому они сделаны из кедра, произраставшего между 980 и 1146 годами.

Таким образом, если табличка и была найдена в IV веке, то имеющийся в распоряжении общества фрагмент не имеет к оригинальной реликвии никакого отношения.

Святой Грааль

Под Святым Граалем понимают чашу, из которой Иисус Христос пил вино на Тайной вечере и в которую его ученик апостол Иосиф Аримафейский собрал кровь после того, как Христос был распят.

Святой Грааль и его поиски на протяжении долгого времени являлись основой для рыцарских романов, а также для политического противостояния:

в XIII веке Людовик Святой привез в Париж из Византии множество реликвий, связанных с Христом, что подняло престиж Франции. В то же время в Великобритании с такой ситуацией мириться не собирались и приступили к поискам Грааля, которого среди реликвий, привезенных Людовиком, не оказалось. Все эти поиски, описанные во множестве произведений в жанре беллетристики, ни к чему не привели.

Споры вызывает, например, этимология слова «грааль» и его значение. Филологи утверждают, что первоначально оно обозначало не чашу, а блюдо.

Более того, первые упоминания о Святом Граале и об истории с Иосифом Аримафейским впервые появляются лишь в XII веке в поэме французского поэта Робера де Борона. Впоследствии распространение получили и реликвии, символизирующие кровь Христа, которой был наполнен Грааль. Тем не менее проведенные исследования показали, что образцы крови принадлежат людям, жившим гораздо позже Иисуса.

К XVI веку в разных храмах Европы находилось до двадцати граалей. В связи с этим ситуацию взял под контроль Ватикан: благодаря созданной папой Римским комиссии число аутентичных чаш удалось сократить до восьми.

Тем не менее к консенсусу касательно оставшихся восьми церковные иерархи прийти не смогли. В XIX веке настоящим Святым Граалем стали считать чашу, которая находится в Кафедральном соборе Валенсии. Позднейшие исследования показали, что она имеет ближневосточное происхождение и была создана в начале I века, что позволяет сделать вывод об аутентичности чаши.

А в марте 2014 года испанские историки-арабисты выпустили сенсационную книгу «Короли Святого Грааля». В ней они описали собственные выводы, сделанные на основе изучения двух египетских документов эпохи раннего Арабского халифата. Согласно этим манускриптам,

аутентичным граалем является чаша, которая хранится в Базилике Сан-Исидоро-эль-Реаль в испанском Леоне.

Данный сосуд называется «Кубок доньи Урраки» — свое название он получил в честь королевы Кастилии и Леона. Официальный Ватикан пока никак не прокомментировал эту находку.

Спас Нерукотворный

Под Спасом Нерукотворным христиане понимают изображение Иисуса Христа на фрагменте ткани. В церковной традиции подобные полотенца получили наименование «убрус». Со Спасом нерукотворным связаны целых два предания. Согласно первому из них, реликвия связана с больным лепрой царем Эдессы Авгарем V Уккамой, который послал своего слугу Фаддея к Иисусу с тем, чтобы тот его нарисовал. Однако после того, как слуга не смог запечатлеть Христа, Иисус якобы умылся водой и отер полотенцем лицо. Затем на этом полотенце чудесным образом проявилось лицо Христа. Таким образом, Спас Нерукотворный фактически стал первой иконой.

Второе предание менее исторично, однако позволяет отнести Спас Нерукотворный к числу реликвий Страстей. Согласно этой легенде, артефакт появился в результате того, что Иисус отер полотенцем кровавый пот, выступивший на его лице во время пребывания в Гефсиманском саду.

Оба предания заканчиваются тем, что апостол Фома после распятия Иисуса отвез Спас Нерукотворный Авгарю V, который чудесным образом исцелился от лепры, приложив спас к пораженным участкам своего тела. На этом следы реликвии теряются: в Средние века в Европе не раз всплывали артефакты подобного рода, которые впоследствии признавались подделками.

В то же время Ватикан не поддерживает, но и не отрицает аутентичность двух списков с оригинального спаса, хранящихся в армянской церкви Святого Бартоломея и ватиканской капелле Святой Матильды соответственно.

Терновый венец

Данный артефакт представляет собой венец из ветвей растения с шипами, который был возложен на голову Иисуса Христа римскими легионерами. Первые упоминания об обнаружении реликвии появляются в IV веке, а аутентичный, по мнению Ватикана, венок находится в парижском соборе Нотр-Дам де Пари. Несмотря на то что находящийся в Париже артефакт является целым, признаваемые настоящими фрагменты венка находятся в соборе Святого Петра в Риме и миланском Дуомо.

Исследовать подлинность венка ученым, к сожалению, до сих пор не позволили. В то же время обычный радиоуглеродный анализ позволил бы вынести однозначный вердикт касательно времени его происхождения.

Несмотря на это, исследователи с легкостью разоблачают шипы, которые якобы являются частью тернового венца Христа и с завидной регулярностью появляются в различных европейских храмах.

Плат Вероники

Согласно христианской традиции, плат Вероники — это нерукотворное изображение Иисуса Христа, проявившееся на платке, которым святая Вероника дала утереть лицо Христу, шедшему на Голгофу.

На протяжении Средних веков и Нового времени считалось, что плат Вероники, который иногда именуют вуалью, хранился в специальном ковчеге в соборе Святого Петра в Риме. Однако в 1907 году, когда до артефакта попытались добраться ученые и ковчег был вскрыт, оказалось, что в нем оказался просто древний кусок ткани без изображения чьего-либо лика или хотя бы намека на него. Тогда в Ватикане ответили, что истинный плат был утерян в 1527 году во время осады Рима императором Священной Римской империи Карлом V. Папские иерархи утверждают, что увиденный исследователями фрагмент ткани — точная копия оригинального артефакта. Тем не менее возможности ознакомиться с ним у ученых больше не возникало.

В 2010 году у ватиканского артефакта появился серьезный конкурент: историк Пол Бадде и преподобный Генрих Пфайфер собрали доказательства, согласно которым настоящий плат хранится в храме итальянского городка Манопелло.

С тех пор дебаты касательно аутентичности артефактов продолжают бушевать среди церковных иерархов, в то время как ученые лишены возможности подробно исследовать хотя бы одну из предполагаемых реликвий.

Scala Sancta

Scala Sancta, или Святая лестница, — мраморная лестница из дворца Понтия Пилата, по которой поднимался Христос. Она якобы была привезена из Иерусалима удачливой на поиски реликвий византийской царицей Еленой. А в XIV веке благодаря активной деятельности одного из ватиканских иерархов вернулась в Рим, где изначально служила лестницей Латеранского дворца.

Согласно преданию, лестница находилась на иерусалимской улице Виа Долороза. Экспертам было сложно проверить аутентичность этого артефакта до тех пор, пока археологи не начали раскопки на этой улице.

Оказалось, что в I веке лестницы на месте современной улицы быть попросту не могло — этого банально не допускал ландшафт.

Риза Господня

Под Ризой Господней понимается бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа. Существует два предания, связанных с этим артефактом.

Согласно первому из них, этот воин был грузином, принесшим впоследствии ризу в Иверию, где она и сохранилась. Затем в 1625 году персидский шах Аббас I прислал ризу в качестве дара царю Михаилу Феодоровичу.

После этого риза была торжественно положена в московском Успенском соборе, в честь чего был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней. В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике, а затем перенесена в московский храм Христа Спасителя.

Второе предание гласит, что Риза Господня была найдена царицей Еленой и перенесена в немецкий город Трир. Увидеть ее можно в Трирском соборе. Однако изучению этого артефакта мешает как минимум то, что его выставляют на всеобщий обзор довольно нерегулярно. Так, за последнее время увидеть ризу можно было в 1933, 1959, 1996 и 2012 годах.

Копье Лонгина

Согласно христианской традиции, копье Лонгина — пика, которую римский центурион Гай Кассий Лонгин вонзил в подреберье распятого Христа. В соответствии с преданиями копьем в разное время владели Карл Великий, Юстиниан и Фридрих Барбаросса.

До наших дней дошли целых три пики, каждая из которых претендует на аутентичность.

Первая из них хранится в армянской сокровищнице Эчмиадзина, вторая — в имперской сокровищнице Хофбургского замка, третья — в храме Святого Петра в Риме.

Первый образец на Западе всерьез не воспринимают, вследствие чего его даже подробно не изучали. Что касается венского артефакта, то его довольно подробное исследование проходило в 2003 году.

Тогда ученые установили, что наконечник копья был изготовлен в VII веке.

Более того, выяснилось, что размер наконечника был крупнее тех, что использовались римскими легионерами. Наконец, экспертиза показала, что серебряная проволока, которой скреплен сломанный наконечник копья, изготовлена ранее VII века, серебряная накладка изготовлена в XI веке, а золотая в XIV веке.

Что касается ватиканского образца, то он был якобы найден византийской царицей Еленой и впоследствии привезен из Константинополя в Рим. Ученым с ним пока ознакомиться не удалось, равно как и с многими претендующими на аутентичность реликвиями.

Туринская плащаница

Туринская плащаница — четырехметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул снятое с креста тело Иисуса Христа. Христиане верят, что на ней подлинные отпечатки лика и тела Христа. Плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине и довольно редко выставляется для обозрения.

Тем не менее это не помешало ей стать одной из самых наиболее изученных и противоречивых реликвий.

Одно из первых исследований провел французский анатом Ив Делаж, который утверждал, что изображение тела на плащанице анатомически безупречно.

В 1988 году ученые из Швейцарии, США и Великобритании подвергли плащаницу радиоуглеродному анализу, согласно результатам которого заявили, что артефакт с вероятностью 95% был создан между 1260 и 1390 годами. Любопытно, что эти даты совпадают с первыми упоминаниями об обретении плащаницы в исторических хрониках.

Естественно, что нашлись и те, кто решил поспорить с результатами этой экспертизы. Так, некоторые ученые предположили, что их коллеги взяли образцы для анализа не с самой плащаницы, а с нанесенных на нее позднее заплат. Тем не менее в 2008 году

исследователи сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12,8 млрд пикселей, изучение которого подтвердило датировку, вычисленную в 1988 году.

Наконец, в 2013 году профессор Университета Падуи Джулио Фанти провел исследования Туринской плащаницы с помощью методов инфракрасной и рамановской спектроскопии, а также химического и многопараметрического механического анализа. Согласно результатам его работы, плащаница была создана в 33 году (± 250 лет). Результаты его исследований вновь подтолкнули ученых к дебатам вокруг аутентичности реликвии.

Сударь

Согласно христианской традиции, сударь — это погребальный плат с головы Иисуса Христа. Признаваемая аутентичной Ватиканом реликвия находится в соборе Сан-Сальвадор в испанском городе Овьедо. Этот артефакт представляет собой отрез льняной ткани размером 84 x 53 см со следами крови и сукровицы.

Радиоуглеродный анализ показал, что сударь был создан примерно в 700 году. А когда сударь исследовали посредством методов инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии, ученые пришли к выводу, что на нем изображено то же самое лицо, что и на Туринской плащанице, но на разных стадиях умирания. То есть сударь лежал на лице еще живого Христа, а плащаницей накрыли уже мертвое тело.

В то же время компаративные исследования показывают, что подлинной является скорее плащаница, чем сударь.

Тем не менее тест ДНК ни с одной из реликвий, содержащих следы крови, так и не был проведен, что не позволяет окончательно поставить точку в споре об аутентичности этих реликвий. Хотя на сударе нашли недавно следы растения Gundelia tournefortii, которое произрастает на Ближнем Востоке. Возможно, это склонит чашу весов в сторону признания аутентичным именно этого артефакта.