Отправка грузов на орбиту осложняется тем, что большую часть от веса космического аппарата при запуске составляет ракетное топливо. Из-за этого грузы на Международную космическую станцию (МКС) приходится доставлять в несколько заходов. А это, в свою очередь,
существенно замедляет проведение научных экспериментов, модернизацию самой МКС и требует дополнительных финансовых затрат.
Ученые из Массачусетского технологического института (MIT) предложили оригинальное решение. По их словам, проблемы с грузами можно избежать, если построить на орбите Земли станции дозаправки. С их статьей можно ознакомиться в научном журнале Acta Astronautica.
Во времена запусков к Луне космических аппаратов типа «Аполлон» данная проблема решалась очень просто: корабли летели с минимальным наклонением к плоскости лунного экватора, что позволяло экономить много топлива и предполагало минимум усилий со стороны экипажа. Тем не менее данный подход утратил актуальность — появилась необходимость совершать посадку в разных областях Луны и менять курс космического аппарата в зависимости от цели, выполняемой экипажем.
Профессор Джеффри Хоффман из Массачусетского технологического института и трое его студентов разработали целый проект по исследованию Луны. В его основе лежит система заправочных станций, расположенных на орбите Земли. Предполагается, что
несколько космических кораблей смогут за две недели облететь вокруг спутника Земли, а затем и вернуться обратно.
Сам процесс дозаправки будет осуществляться посредством автоматического манипулятора или при непосредственном участии астронавтов, одному из которых придется выйти в открытый космос и заправить аппарат.
Новаторской идеей является то, что хранилища можно заполнять остатками топлива возвращающихся обратно экспедиций.
Со временем хранилища, запас топлива из которых был израсходован, вновь будут наполнены и станут пригодными для использования.
Кроме того, Хоффман и его коллеги рассчитали, что расположить подобные заправки лучше всего в так называемых точках Лагранжа — областях в системе Солнце — Земля — Луна, где гравитационные силы, действующие на тела, уравновешиваются центробежными.
Тем не менее у предложенного учеными концепта есть и свои минусы. Во-первых, необходимо поддерживать определенные температурные условия, чтобы содержащееся на станциях топливо попросту не испарилось. Более того, ученые пока не знают, как доставить сами заправочные станции в точки Лагранжа. В-третьих, пока не очень ясно, возможно ли многоразовое использование этих заправок. Наконец, существует вероятность, что заправки могут столкнуться с космическим мусором. Ученые полагают, что
указанные проблемы возможно решить — достаточно лишь проявить изобретательность и начать реализовывать сам проект по созданию космических заправок.
По словам Хоффманна, создание заправок для космических кораблей на орбите поможет людям колонизировать Луну, а также станет серьезным подспорьем в конструировании новых космических станций. В то же время специалисты из NASA считают, что создание системы заправок для космических кораблей поможет и в осуществлении, например, полета на Марс и возвращения на Землю. Предполагается, что программа по созданию заправок будет включена в планы по организации пилотируемых проектов на другие планеты.