988 год — Крым и начало христианизации России
Один из самых больших городов античного Крыма — Херсонес (ныне — в черте Севастополя) — стал очень важным для русской истории местом. Именно туда приплывали древнерусские купцы для совершения сделок с византийцами. А в 988 году именно Херсон (или Корсунь) стал местом крещения киевского князя Владимира Святого. «Повесть временных лет» (ПВЛ), древнерусский летописный свод, описывает события так. Владимир и его войско осадили город. После его сдачи Владимир заявил о желании жениться на дочери византийского императора Анне. На возражения, что ее не могут выдать за язычника, Владимир ответил, что крестится.
В дальнейшем, по легенде, Владимир, увидев императорскую дочь, ослеп, но после крещения прозрел. «Крестился же он в церкви Святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг», — утверждается в документе. Конечно, не следует воспринимать описание из ПВЛ буквально.
Однако нет сомнений, что именно Херсон стал центром распространения православия в Киевской Руси.
Это закрепилось в русском историческом сознании: историк Андрей Зорин приводит в своей книге «Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII — первой трети XIX века» письмо графа Потемкина Екатерине Великой после занятия Крыма: «Таврический Херсон — источник нашего христианства, а потому и людскости».
1571 год — сожжение Москвы армией крымского хана
В XIII веке влияние Византии на полуостров ослабло. Крым был разорен войском Батыя, прошедшего через его степи, и вошел в состав улуса Джучи. Ряд портовых городов Южного берега подпали под влияние Генуи.
Однако к XV веку ослабшая Орда уже не контролировала полуостров — так возникло Крымское ханство.
Во времена своего расцвета это государство контролировало не только полуостров, но и часть нынешних южных областей Украины, а также Кубань. Постоянными были грабительские набеги крымцев на Русь и земли Великого княжества Литовского: они не только грабили и жгли, но и уводили людей «в полон». Чтобы защититься от степняков, в XVI веке была выстроена засечная черта — система пограничных укреплений, не позволявшая конным гостям быстро нападать на деревни. Крымцы были опасным врагом: в 1571 году армия хана Девлет-Гирея прорвала оборонительную черту и двинулась на Москву.
Основные силы русских в это время сражались на северо-западе — Россия тогда вела Ливонскую войну за обладание выходами к Балтийскому морю. В результате крымцы дошли до Кремля и подожгли его. Иван Грозный скрылся от неприятеля в Ростове Великом. Историк А.Б. Широкорад приводит оценки разгрома: митрополиту удалось спастись в Успенском соборе, а «других князей, княгинь, боярынь и всяких людей кто перечтет?».
Через год Девлет-Гирей решил повторить успех: его армия приблизилась к Москве, но близ деревни Молоди (в 45 км от Москвы) воевода Михаил Вортынский разгромил пришельцев. После этого далекие крымские походы (как и претензии на Казань и Астрахань) стали историей. Но локальные набеги крымцы совершали до самого конца существования ханства.
1783 год — присоединение Крыма к России
Звезда Крымского государства закатилась в начале XVIII века.
В 1736 году русские войска под командованием Миниха полностью разорили Крым.
Крупнейшие города, такие как Бахчисарай, лежали в руинах. Затем в 1783 году русская армия, воспользовавшись внутренней смутой, вошла на полуостров. Крым был объявлен владением России. Для Екатерины Великой, при которой эта земля стала частью Российской империи, дело было не только в стратегическом положении полуострова, удобных для флота гаванях. Как отмечает Зорин, Крым «обладал для России громадным символическим капиталом»: «Он мог репрезентировать сразу и христианскую Византию, и классическую Элладу». Таким образом, приобретение Крыма становилось частью масштабного «греческого проекта» —
возрождения Византии как Греческой империи со столицей в Константинополе и безусловно лояльной России.
Именно в рамках проекта на карте Крыма появились греческие названия: заложенный в удобной бухте город стал Севастополем (в переводе — «священный, высокочтимый город»), Ак-Мечеть стала Симферополем («город пользы»), Кезлев — Евпаторией.
1941–1944 годы. Великая Отечественная война. Вторая оборона Севастополя. Выселение крымских татар
Крым уже в первые дни Великой Отечественной войны оказался под ударом группы армий «Юг» и румынских подразделений. К сентябрю 1941 года большая часть территории Крымской АССР (тогда полуостров имел статус автономной республики в составе России) была оккупирована. Главной целью немцев был Севастополь — важнейший стратегический пункт на Черном море. Оказавшийся в глубоком тылу город сопротивлялся 250 дней.
Лишь в конце июня 1942 года защитники Севастополя по приказу Ставки начали отходить из города, в котором не хватало воды и боеприпасов. Военный совет Севастопольского оборонительного района докладывал: «Захватив Севастополь, противник никаких трофеев не получит... Город как таковой... представляет груду развалин». Более того, немногие прорвавшиеся в Крымские горы защитники города начали партизанскую войну против немцев. Всего советские потери в ходе боев за город составили около 150 тыс. человек.
Операция по освобождению Крыма силами 51-й армии 4-го Украинского фронта началась в апреле 1944 года. К маю 1944 года полуостров был освобожден от немецких и румынских армий. 12 мая был освобожден мыс Херсонес в Севастополе — там было захвачено 21 тыс. пленных.
Города лежали в руинах — только ущерб Керчи за время оккупации оценивался в 3 млрд руб. Погибли сотни тысяч крымчан.
Однако сразу же после оккупации Крым пережил новую страшную беду. На полуострове начали работу органы НКВД — НКГБ по «выявлению и изъятию антисоветского элемента». 11 мая 1944 года Государственный комитет по обороне (ГКО) принимает постановление о выселении крымских татар (обвиненных в измене родине). 29 мая Лаврентий Берия отправляет Сталину спецсообщение, в котором утверждает о целесообразности выселения также болгар, греков и армян.
4 июля Берия отчитался о проделанной работе:
из Крыма в качестве спецпереселенцев были депортированы 225 009 человек, из них 183 155 татар, 12 тыс. болгар, 9600 армян, 15 тыс. греков, около 1200 немцев и т.д.
Всех их переселили в Россию и Узбекистан. Переселенцы оказались в тяжелейшем положении, к 1949 году каждый десятый татарин-переселенец умер.
Дополнительным объяснением такого решения советского руководства кроме озвученного в постановлении можно считать желание сделать регион мононациональным, то есть не допустить возможность каких-то национальных выступлений в стратегически важной части Союза. Цель была достигнута: абсолютное большинство населения области теперь составляли русские и украинцы. С 1989 года татары смогли вернуться в Крым, но многие проблемы, связанные с их реабилитацией, не решены до сих пор.
1954 год — передача Крымской области из РСФСР в УССР
Преемник Сталина Никита Хрущев решил изменить положение Крымской области. 26 апреля 1954 года обе палаты Верховного совета СССР — Совет национальностей и Совет Союза —
единогласно приняли закон СССР о передаче региона из РСФСР в Украинскую Советскую Социалистическую Республику.
Решение об этом было принято в феврале того же года на заседании президиума Верховного совета СССР с формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР» (докладчик Тарасов отмечал, что Крым является «как бы продолжением южных степей Украины»»).
Опубликованная в «Известиях» заметка подчеркивает: «Это решение, принятое в знаменательные дни 300-летия воссоединения Украины с Россией, свидетельствует о дальнейшем укреплении единства и нерушимой дружбы русского и украинского народов». Стоит заметить при этом, что город Севастополь (точнее, Севастополь и некоторые окрестности, управлявшиеся Севастопольским горсоветом, например Балаклава) был выделен в особую территорию и в Крымскую область не входил. Однако газетной шумихи по этому поводу не наблюдалось: большее внимание уделялось принятию нового государственного бюджета, а затем и празднованию Первомая.
Возможно, власти понимали, что такой территориальный переход не вызовет восторга в России.
В дальнейшем передача области получила массу объяснений. «Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!» — писал А.И. Солженицын в начале 1990-х годов. Конечно, это очень грубое упрощение, однако настроение части общества оно вполне передает. Есть мнение и о своеобразной компенсации украинской элите от Н.С. Хрущева за его репрессивную активность в бытность первым секретарем Коммунистической партии большевиков Украины (КП(б)У) (с февраля 1938 года). Однако нельзя сбрасывать со счетов и утилитарные соображения, например проще снабжать вододефицитный Крым от Днепра, для чего был построен Северокрымский канал (в 1971 году).
При подготовке статьи использовались следующие материалы: газета «Известия» (за 1954 год).
Зорин А.Г. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М.: НЛО, 2004. История Второй мировой войны. Тт. 5, 9. М.: ВИМО СССР, 1978. Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 — март 1946. М.: МФД: Материк, 2006. Россия в ХХ веке. Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999. Широкорад А.Б. Русь и Орда. М.: Вече, 2004.