О мотивированных грехах и полезной депрессии

«Газета.Ru» рассказывает о книге биолога Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет?»

Надежда Маркина
Человеческое поведение описывается теми же законами, что и поведение других животных, утверждает Дмитрий Жуков, доктор биологических наук, физиолог, автор книги, которая вошла в шорт-лист премии «Просветитель».

Название книги Жукова «Стой, кто ведет?» расшифровано в подзаголовке — «Биология поведения человека и других зверей». «И других зверей», это очень важно, — основной посыл автора — наше поведение описывается теми же законами, что и поведение всех других животных. Он иллюстрирует это многочисленными примерами из животного мира.

Автор отсылает читателя к принципу «бритвы Оккама», согласно которому для объяснения поведения человека следует использовать те же понятия, что и для объяснения поведения животных. Только когда этого окажется недостаточно, можно вводить новые понятия.

Но разве неясно, кто «ведет человека»? Конечно, мозг, который управляет всем и у человека достиг небывалых высот развития! Автор, конечно, не опровергает это утверждение, но и не останавливается на нем. Механизмы работы мозга, обучение и память — эти феномены остаются за пределами двухтомника. Хотя и того, что в нем отражено, вполне могло было хватить на несколько популярных книжек. Автор поворачивает привычные вещи неожиданными сторонами, где-то озадачивает, где-то провоцирует, где-то с ним хочется поспорить. В общем, не скучно!

Первый том посвящен той стороне регуляции поведения человека, которая, как правило, остается в тени центральной нервной системы. Это гуморальная регуляция , то есть такая, которая происходит посредством веществ с током крови.

Основной класс этих регуляторных веществ — гормоны. Так что можно сказать, что книга — это гимн его величеству гормону.

Хотя надо заметить, что мозг тоже принимает в этом участие, так как под управлением гипоталамуса в гипофизе , который является частью мозга, образуются тропные гормоны , запускающие синтез разнообразных гормонов в железах внутренней секреции.

Разбирая разные школы исследования поведения — бихевиоризм , условно-рефлекторное учение Павлова, этологию, — Жуков доказывает, что в поведении человека врожденные потребности играют не меньшую роль, чем в поведении животных. Читатель получает обширную информацию об устройстве и работе гипоталамо-гипофизарной системы, которая рулит всеми гормонами. А также о классификации и биологической роли всех основных гормонов и принципах гормональной регуляции. То есть в этой части книга воспринимается почти как учебник, который к тому же не скучно читать. Хотя иногда наталкиваешься на несколько странные утверждения вроде того, что глюкоза — это психотропное вещество, а асимметрия головного мозга формируется в результате организующего влияния половых гормонов.

Читая про гормональную регуляцию углеводного обмена, мы узнаем, почему, если надо на короткое время побороть голод, помогут 30 приседаний. Почему не стоит давать уставшему и замершему человеку рюмку водки, а лучше дать ему сладкого чая.

Жуков делится с читателем неожиданным взглядом на хрестоматийные понятия. Например, трудно себе представить, какую биологическую основу можно усмотреть в библейских семи смертных грехах.

Однако автор доказывает, что все эти грехи «являются гипертрофированным проявлением таких форм поведения, которые, будучи умеренными, помогают нам успешно жить и приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру».

Они основаны на нормальных мотивациях, только чрезмерны. Еда — это необходимость, чревоугодие — грех; секс — необходимость, любострастие — грех; то же касается сребролюбия, тщеславия, гордыни, уныния и т.д. Все эти качества в малых дозах повышают приспособленность человека, в высоких дозах — снижают.

Поведение Жуков определяет как двигательную активность, направленную на удовлетворение потребностей, витальных, социальных и идеальных. С витальными (еда, секс, безопасность) все ясно. Социальными потребностями можно объяснить как подчинение собаки своему хозяину, так и объединение людей в социальных сетях, стремление человека сделать карьеру и т.д. Идеальные потребности присущи только человеку. В этом контексте примечательно данное автором определение главной функции религии: перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства (наверняка большинству это определение не понравится, но с точки зрения физиолога и материалиста оно так и есть).

Самая большая часть первого тома посвящена стрессу, и неудивительно, так как стресс — это основной предмет профессионального интереса Жукова. Поскольку все знают, что это такое, но никто не может точно определить, интересно данное автором определение: «Стресс — это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на новизну, т.е. отклонение условий существования от привычных». С этих позиций (реакция на новизну) рассматриваются разные виды стресса. Тут также можно узнать массу интересных вещей. Например, почему «моржи», приучая свой организм к переохлаждению, тем самым ослабляют иммунную систему и нередко умирают от воспаления легких.

И совсем неожиданное: почему научные статьи не должны быть написаны лексически богатым языком, метафоры в них вредят, а повторения слов облегчают понимание.

Очень важные разновидности — контролируемый и неконтролируемый стресс, ибо, если животное или человек может избежать воздействия, это идет ему скорее во благо, а если не может, то развивается состояние под названием «выученная беспомощность». И, как следствие, депрессия, нарушение поведения и сна, язва желудка и пр. И это относится в равной степени что к крысе, которую подвергают неизбежным ударам электрического тока, что к человеку, изо дня в день вынужденному подвергаться унижению со стороны начальника, например.

Депрессия — тяжелое состояние. Но, как узнает читатель, и депрессия может быть чем-то полезной.

Точнее, субдепрессивные состояния, которые, оказывается, способствуют продуктивной интеллектуальной деятельности (пример — пушкинская болдинская осень).

В состоянии эйфории продуктивно работать головой невозможно, утверждает автор. А вот бананы от депрессии не помогут, ну а если и помогут, то серотонин тут ни при чем, он попросту не дойдет до мозга.

В последней главе первого тома автор вводит важную классификацию людей (как и животных) на два типа — А и Б. К типу А относятся люди, для которых характерны такие черты, как агрессивность, амбициозность, социальная активность. К типу Б — неагрессивные, неамбициозные и не склонные к общественной активности люди. Пример типа А — Д'Артатьян, Ноздрев из «Мертвых душ», пример типа Б — царевич Алексей, сын Петра I. Кажется, что с точки зрения приспособленности абсолютное преимущество — у людей типа А. Однако при изменениях условий среды, где надо проявить не напор, а гибкость, преимущество получают индивидуумы типа Б. Свою мысль автор доказывает примерами из классической русской литературы и жизни котов на даче.

Уже во втором томе, посвященном социальному поведению, Дмитрий Жуков рассматривает эти два типа в контексте доминантности-субординантности. И вот что выясняется. Верхний слой общества — доминанты — у крыс, собак, обезьян и людей состоит из представителей типа А. Но из них же состоит и низший слой общества — слой субординантов. Представители типа Б формируют промежуточный слой — субдоминантов, в мире животных они называются бета-особями. Их роль другая и вовсе не последняя.

В то время как А (альфа-самцы) одерживают победы в схватках за самок и ресурсы, бета-особи более склонны к исследованию среды, более пластичны, и именно они обычно находят неожиданное решение возникающей задачи.

В общем, быть бетой вовсе не зазорно: как правило, они более умные. Все это относится и к человеку.

Переходя к отношениям полов, Жуков подробно разбирает две биологические стратегии размножения — R -стратегию (много потомков, о которых можно не заботиться) и К-стратегию (малое число потомков, о которых необходимо заботиться). R-стратегия предусматривает полигамию, К-стратегия — моногамию. Вызывает некие сомнения возможность перенесения этих двух стратегий на человека. По сравнению с мечущими икру рыбами и мышами, рождающими по 10–15 детенышей, у человека малое количество детей, которые просто не выживут без родительской заботы, поэтому логично, что все представители рода человеческого исповедуют К-стратегию. Да и моногамия (в целом) у человека как вида возникла еще в далекие времена.

Интереснее другое: автор переносит R- и К-стратегии из области размножения в область социальных контактов. И здесь уже можно свободно поспекулировать, потому что среди людей есть как те, кто завязывает знакомства быстро, легко и много и так же легко с ними расстается, и те, кто имеет немного друзей на всю жизнь. Это R- и К-стратегии, и, кстати, они коррелируют с уровнем гормона окситоцина , который называют гормоном любви.

А знаете, почему в Древней Руси девицам было разрешено ходить с непокрытой головой, а замужние женщины должны были покрывать голову платком?

Всему виной феромоны, запах которых концентрируется в волосах. Девушки должны привлекать женихов (только не в церкви), а взрослые женщины — скрывать свой запах от посторонних.

Ну и дальше мы все узнаем о феромонах, о том, как они ненавязчиво влияют на наше поведение, кстати, не только половое, но и родительское и социальное.

Продолжая читать о мужчинах и женщинах, мы узнаем, что женский мозг работает в целом эффективнее, чем мужской, в частности, потому, что в нем больше синапсов (необычное утверждение, надо бы проверить его у специалистов-нейрофизиологов). Но зато мужской мозг лучше справляется со стрессовыми ситуациями. Мужчины склонны к анализу предметов, женщины — к синтезу, мужчины ригидны, женщины пластичны.

Женщинам свойственно накопление ресурсов, и это относится как к накоплению жировой массы, так и к накоплению запасов для выращивания детей.

А еще женщинам нельзя отказывать, они это воспринимают как оскорбление (мужчинам — можно). Женщины не признают своих ошибок и органически не могут извиняться (надо это взять на заметку!). Женщины не воспринимают шуток над собой и не могут себе позволить оказаться смешными (так как это снижает ее приспособленность, доступ к ресурсам). Интересно, что бы на это утверждение мужчины-физиолога сказали психологи?

Концовка книги содержит нечто интересное — «домашнее задание» в области интерпретации человеческого поведения. 33 вопроса, на которые предлагается ответить читателю. Например, 8) что общего между поведением женщины, расчесывающей волосы, и мужчины, почесывающего лысину? 21) справедливы ли следующие утверждения: Г. Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки; К. Главное украшение девушки — скромность; 27) Каковы гуморальные механизмы второго дыхания у спортсменов? 29) Почему контрацептивы могут обострять ПМС? Правильные ответы прилагаются.

Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. / Дмитрий Жуков. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 428 с. и 374 с. ISBN 978-5-91671-272-8