Российские историки еще в начале девяностых открыли для себя направление — история повседневности. Фокус исследовательского внимания на человеке стал не только модой, пришедшей из Западной Европы и Америки, но и ответом на требования времени. В двухтысячные уставшие от политических потрясений люди сосредоточились на частной жизни. В это время книги о «повседневной жизни» начинают выходить сериями (например, в одной из них вышло более 90 книг). Так, в 2012 году в шорт-лист «Просветителя» попала книга Б.Н. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации». Однако на этом поле у историков, антропологов и специалистов по истории культуры возникла проблема: туда пришли обычные бытописатели, подробно, но иногда скучно фиксировавшие подробности жизни (например, машинистов и проводников поездов дальнего следования), не подвергая их рефлексии.
Книга Веры Мильчиной «Париж в 1814–1848 годах: Повседневная жизнь» к этой группе не относится. Мильчина — историк литературы, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ — в данном случае выступила в роли историка, несмотря на авторское предуведомление о том, что эта работа «не научная, а плод чтения научных книг». Хотя Веру Мильчину, конечно, знают именно как ученого, автора многих научных книг и изданий. Она была комментатором записок Шатобриана, переводчицей Жермен де Сталь и других французских писателей.
Автор рассматривает почти тридцать лет городской жизни, от вступления русско-австро-прусских войск в Париж и до революции 1848 года, которая покончила с французскими королями (Вторая империя Наполеона III проходит по другой статье). То есть перед нами последние дни королевского Парижа.
«Париж» поражает своей масштабностью: в нем 850 страниц текста и несколько приложений — карта центра Парижа, хронологическая таблица, подробное оглавление, списки топонимов и иллюстраций, библиография.
Язык «Парижа…» немного тяжеловесен, но это добросовестная тяжеловесность, происходящая от аккуратности и внимания к любой мелочи.
Эту книгу ни в коем случае не стоит читать как энциклопедию: она открывается подробным описанием политической истории периода падения Наполеона, Реставрации — периода восстановления на французском троне династии Бурбонов, революции 1830 года и последовавшей за этим Июльской монархии с королем Луи-Филиппом I. Описывается политическая система: место короля, устройство парламента. Но после таких вводящих в контекст главок следуют и интереснейшие бытовые подробности. Мы узнаем о классификации парижских женщин, о том, сколько стоил и из чего состоял завтрак и обед в ресторане, как можно было проехать из одного района (или округа) Парижа в другой.
Одним из достижений книги, как кажется, стало то, что высокая и массовая культура автором не то что не разграничиваются, а сознательно смешиваются. Описания чопорных аристократических прогулок в Булонском лесу соседствуют с яркими картинками с народных гуляний на Елисейских полях, которые тогда еще не были фешенебельной улицей.
Париж, описанный с огромной любовью, тем не менее не становится глянцевой картинкой: много места уделено городскому зловонию и мусорным свалкам. По мере погружения в текст у читателя может появиться и еще один интерес: описание Парижа в каких-то местах до боли напоминает современную Москву; парижане, к примеру, боясь наплыва приезжих, утверждают, что они «подвергаются нашествию варваров».
Мильчина приводит описание Июльской революции как «революции журналистов и банкиров» (не напоминает ли это социальный состав Болотной площади?).
Сквозь облик беспечно проводящих время на бульварах (интересная, хотя и случайная топонимическая деталь: летом 2012 года звучали обвинения в адрес «бездельников с московских бульваров»), посещающих театры, лавки, рестораны и кафе жителей модного квартала Шоссе д`Антен проступают бесконечные дискуссии о современных московских хипстерах и, конечно, о неизбывном «Жан-Жаке».
А на заднем фоне — ремесленные пригороды, где зреет недовольство, которое прорывается в виде баррикад и побоищ с полицией на демонстрациях.
Когда читатель дойдет до главы, посвященной религиозной жизни Парижа, то ему покажется, что в книгу пробились констатации из жизни России сегодняшнего дня: «Народ все-таки относился к проповедям и религиозным процессиям куда более заинтересованно, чем либералы из образованного сословия, которых пугало и возмущало возрастающее влияние духовенства на политику. Отторжение интеллектуальной элиты от церкви было тем сильнее, чем навязчивее духовенство пропагандировало религию».
Автору, как кажется, удалось поймать созвучность эпох и мест, властей и властителей дум. Поэтому книга выглядит такой актуальной и привлекательной даже для того читателя, который раньше не интересовался историей.
Мильчина В.А. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 944 с. ISBN 978-5-4448-0068-3. Серия «Культура повседневности».