Глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вносит важные коррективы в процедуру присуждения ученых степеней и продлевает срок их обжалования. Текст соответствующего постановления размещен в понедельник на сайте правительства.
Новые положения, которые давно обсуждались в научном сообществе, ужесточают требования к соискателям научных степеней, к диссоветам и должны служить повышению открытости процедур их присуждения.
Правда, все плагиаторы, успевшие защититься более трех лет назад, могут не беспокоиться.
По просьбе «Газеты.Ru» завлабораторией физики элементарных частиц ИТЭФ д. ф.-м. н. Андрей Ростовцев, участник сообщества «Диссернет», который за последний год на разоблачении высокопоставленных плагиаторов «съел собаку», прокомментировал нововведения.
«Я выделяю две вещи. Первая — это большая открытость, если раньше требовалось выкладывать в интернет автореферат, то теперь в документе подчеркивается, на какой срок в интернете должны быть вывешено все начиная c самой диссертации, автореферата и заканчивая апелляционными жалобами и ответами на них. Обычно эти ответы пишутся формально: мы рассмотрели и не нашли ничего. Теперь эти ответы надо будет вывешивать, чтобы любой мог видеть эту формальную отписку», — заявил ученый.
Последние месяцы на фоне потока разоблачений липовых диссертантов Высшую аттестационную комиссию все чаще призывали пересмотреть сроки рассмотрения жалоб на присуждение научных степеней. Сегодня такие заявления рассматриваются диссоветами в течение трех лет.
Согласно постановлению правительства, которое вступает в силу 1 января 2014 года, отныне научные лжецы могут быть разоблачены и лишены степени спустя десять лет после защиты.
«Введение десятилетнего срока — вторая важная вещь. Правда, почему десять лет — непонятно, почему не 11, не 12 или не 19? Вот бы сделали бессрочно. Ни от кого из коллег я не слышал, чтобы в западных странах для обжалования существовали сроки», — считает Ростовцев.
Однако это правило будет распространяться лишь на вновь защищенные работы, степени могут лишиться лишь те, у кого на 1 января 2014 года не истечет трехлетний срок обжалования. «Заявление о лишении ученой степени, решение о присуждении которой было принято до вступления в силу настоящего постановления, может быть подано в Минобрнауки Российской Федерации в течение десяти лет со дня принятия решения о ее присуждении, если на день вступления в силу настоящего постановления не истек 3-летний срок», — говорится в постановлении.
Поэтому множество чиновников и политиков, за последний год уличенных в плагиате, такие как депутат Бурматов, Богомаз, детский омбудсмен Павел Астахов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и другие, не рискуют лишиться научной степени, по крайней мере по линии ВАК.
«Конечно, теперь плагиаторы вздохнули спокойно», — говорит он. Хотя для их лишения остается второй способ — обращение в прокуратуру. Недавно депутат Дмитрий Гудков (признан в РФ иностранным агентом) обратился в Ленинскую библиотеку, и там подтвердили наличие 61% плагиата в диссертации депутата Владимира Бурматова. Теперь, по словам Ростовцева, депутат Гудков намерен написать обращение в прокуратуру и предоставить результаты проверки РГБ.
Если в постановлении много говорится об обязанностях соискателей и диссоветов, то в нем совершенно не прописаны права жалобщиков. «Ведь сейчас и ВАК, и диссоветы уходят в глухую оборону. Им представляешь диссертации, которые от первой до последней буквы списаны, а нам говорят — нет, мы считаем, что в диссертации все нормально. Или случай с бывшим ректором СибГУТИ Сергеем Ситниковым. В экспертном совете ВАК просто сказали, что ректор не мог списывать!» — говорит ученый.
Отныне диссоветы несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых решений (правда, в чем эта ответственность состоит, не прописано), а также вводится запрет на защиту диссертаций госслужащими при возникновении конфликтов интересов. «Теперь, когда на членов диссоветов еще большая ответственность легла, я думаю, они будут бороться за честь мундира», — сказал Ростовцев.