За последние несколько лет социальные сети прочно вошли в жизнь СМИ, став крайне быстрым и эффективным источником распространения информации. Многие новостные гиганты все чаще используют онлайн-сервисы как базу для публикации материалов в электронном формате. Одним из самых эффективных инструментов в этой области стал твиттер, позволяющий в кратчайшие сроки распространять наиболее актуальную и интересную информацию, одновременно служа отличной базой для популяризации новостных изданий.
Тем не менее весьма очевидно, что интерес к тем или иным новостям у жителей разных стран весьма неоднороден.
И если приоритеты читателей печатных изданий неоднократно изучались, то онлайн-источники практически не были охвачены вниманием научного сообщества.
Какие тематики интернет-новостей наиболее интересны населению с разных континентов, решили выяснить ученые из двух бразильских высших учебных заведений — Университета Сан-Паулу и Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул. Их исследование было опубликовано в журнале SAGE Open.
За основу исследования было взято изучение новостей, распространяемых через твиттер, поскольку именно он обладает большим количеством активных пользователей и именно здесь сосредоточено много аккаунтов известных новостных изданий. Также данный сервис наиболее четко отвечает стандартным тематическим критериям СМИ, поэтому все публикуемые новости можно отнести к определенным категориям.
Всего в поле зрения ученых попали пять стран: США, Великобритания, Испания, Германия и Бразилия. В каждой из них было выбрано по восемь наиболее популярных общенациональных периодических изданий, специализирующихся на разных аспектах общественной и политической жизни.
Главным критерием было как можно большее количество публикаций ссылок на новостные материалы этих изданий в твиттере
В течение двух недель, с 1 по 14 октября 2012 года, ученые старательно отслеживали подобные публикации с помощью специального сервиса, ищущего необходимую информацию в твиттере по кодовым словам. Всего им пришлось проанализировать больше 2 млн 800 тыс. твитов, из которых более трети составили ретвиты оригинальных ссылок на статьи. Затем вся информация была разделена по новостным темам, таким как политика, экономика, шоу-бизнес, мнения и так далее Ученым также пришлось решить проблему разницы во времени между континентами, что вылилось в рассмотрении американских новостей (составивших более одной трети из всего списка) по восточному поясному времени. Также все твиты были поделены по группам, включившим в себя сообщения от реальных пользователей, медиаплатформ или ботов-роботов.
Итогом подобного отбора стало вычленение 693 тыс. статей на 21 новостную тематику.
После этого исследователи установили наиболее популярные темы для всех стран, входящих в выборку, а также материалы, актуальные исключительно для каждой из этих стран.
Оказалось, что наименьшую заинтересованность в ретвите новостных статей проявляют жители Германии, в то время как в Америке, Англии и Бразилии этот процент одинаково высок. Лидерами же по распространению новостей стали испанцы, ретвитящие 44% всех упоминаемых в соцсети материалов.
Также оказалось, что англичане наиболее недоверчиво относятся к своим источникам информации, предпочитая узнавать новости из иностранных, в то время как бразильцы и американцы, наоборот, довольны своими новостными ресурсами.
Кроме того, ученые выяснили, что
твиты от интернет-ботов вызывают наименьший интерес пользователей из-за слишком механического и неинтересного описания, предваряющего саму ссылку.
Но самым любопытным открытием стали предпочтения читателями новостной тематики в разбивке по странам. Исследование показало, что американцы наиболее заинтересованы в прочтении статей о происходящем в мире, а также моде и развлечениях, в то время как жителей Великобритании привлекают материалы об образовании, окружающей среде и мнения различных экспертов. Испанцев больше всего волнуют местные новости, а бразильцы склонны читать о спорте, искусстве и новостях мира хай-тек. Немцы оказались самыми серьезными читателями, сфокусировавшись на экономике и политике.
Как утверждают ученые, данное исследование в очередной раз доказывает постулат о том, что мир периодических новостных изданий ждет эра перемен.
Читатели сегодня могут выбрать наиболее интересные им темы в масштабе целой страны или региона.
Как показывает практика, механизмы печатной прессы редко применимы к миру интернета, что означает необходимость поиска новых решений для популяризации статей и изданий в целом. В частности, хорошим средством для улучшения читаемости может стать отказ от новостных ботов и более активная и креативная реклама онлайн-статей.
И все же, по мнению бразильских ученых, основой успеха материалов в интернете должна стать региональная специализация новостных блоков в зависимости от интереса жителей конкретной страны.