Вновь, как и год назад, когда премия была вручена сразу трем ученым, представляющим Россию, организаторы не забыли наших соотечественников. Премия по физике досталась группе ученых с участием россиянина Юрия Иваненко за публикацию в журнале PLoS ONE статьи, где доказывалось, что некоторые люди смогли бы бежать и удерживаться на поверхности воды в пруду, если бы дело происходило на Луне.
Прославились и коровы. Премию за них получила международная команда исследователей, доказавшая, что чем дольше корова лежит на земле, тем больше вероятность, что она встанет в ближайшее время.
Правда, сами исследователи признаются, что определить, когда корова встанет, если уж она легла, им не удалось, да и вряд ли удастся.
Шнобелевская премия в области безопасности и инженерии была посмертно вручена американцу Гастано Пиццо, изобретателю приспособления против террористов, захватывающих самолеты. Это приспособление выкидывает преступника через специальную дверь-ловушку. Затем он упаковывается и выбрасывается с парашютом через люк. Одновременно вызванная автоматическим радиосигналом полиция должна прибыть к месту спуска на землю преступника. Злодей схвачен, а в салоне самолета раздают дополнительную порцию освежающих напитков.
В области здравоохранения были отмечены медики из Таиланда за разработанные ими медицинские методы, которые следует использовать при «эпидемии ампутаций пенисов».
«Шнобеля» по химии получили японцы, доказавшие, что биохимические процессы, заставляющие людей плакать при резке лука, еще сложнее, чем считалось ранее. Это открытие содержится в публикации, вышедшей в Nature еще в 2002 году. В номинации «археология» были почему-то отмечены землеройки, секрет которых удалось разгадать группе ученых из США: в журнале Journal of Archaeological Science они исследовали действие пищеварительной системы человека на кости проглоченной им землеройки и смотрели, какие ее кости переварились желудком, а какие вышли из организма неповрежденными.
Медицинскую премию получили японские ученые, исследовавшие эффект прослушивания оперы на мышах, которые перенесли трансплантацию сердца. На получение премии лауреаты вышли в костюмах мыши и исполнили несколько тактов из «Травиаты» — пока в соответствии с традицией премии их выступление не прервала девочка криками: «Хватит, скучно!»
Второй год подряд премия вручена за научную статью, о которой «Газета.Ru» рассказывала своим читателям. В прошлом году победительницей стала работа Руслана Кречетникова и Ганса Майера, создавших теорию о том, как ученые проливают кофе во время кофе-брейков на научных конференциях. Сейчас таковым стал труд международной группы ученых, которая работой в Current Biology показала, что жуки-навозники катят свой «аппетитный» шарик, ориентируясь по звездам, а конкретно — по Млечному Пути. Раньше считалось, что жуки ориентируются по Луне.
Приз по психологии получили четверо ученых из Франции и их коллега, представляющий сразу США, Великобританию, Нидерланды и Польшу.
Они экспериментально доказали: люди, которые думают, что они пьяны, также думаю, что они привлекательны.
Соответствующая работа была опубликована в British Journal of Psychology.
В этом году, впервые за всю историю Шнобелевки, в одну из десяти ее номинаций попал президент страны — премию мира заполучил Александр Григорьевич Лукашенко. Высокая награда досталась ему за запрет публичных аплодисментов во время антиправительственных митингов в 2011 году, когда людей сотнями арестовывали за то, что они, не высказывая никаких лозунгов, просто молча аплодировали. Особенно Шнобелевский комитет восхитило осуждение минским судом по этой статье однорукого человека. Мир, естественно, молча рукоплещет выдающемуся лауреату, но в Белоруссии — только дома, при включенном душе и крепко запертой входной двери.
Шнобелевская премия вручается с 1991 года примерно за месяц до того, как будут названы лауреаты Нобелевской премии. Основателем этого безумного капустника в стиле кэрроловской Алисы был редактор юмористического журнала The Annals of Improbable Research Марк Абрахамс. Ее присуждают в десяти произвольных номинациях за наиболее сомнительные достижения в научных областях, «которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься».