Свое выступление Жорес Алферов начал с того, что рассказал про состоявшийся в понедельник митинг ученых в Санкт-Петербурге. По итогам мероприятия была принята резолюция о том, что одобренный во втором чтении законопроект о реорганизации РАН нарушает статью 72 Конституции и указ президента от 7 мая 2012 года. «А за внесение в Госдуму непроработанного законопроекта и предоставление депутатам искаженных фактов, порочащих РАН, уволить с госслужбы вице-премьера Голодец и министра образования Ливанова», — процитировал Алферов резолюцию.
По его словам, на митинге присутствовало более 300 ученых.
«Больше всего мне понравился такой лозунг: «Не дадим превратить РАН в Ковальчучку!», — рассказал нобелевский лауреат.
После этого Алферов переместился в студию, где в течение двух часов отвечал на вопросы.
«Самая главная проблема сегодняшней науки в России — невостребованность ее результатов обществом, — повторил нобелиат тезис, высказанный им в четверг на конференции в РАН. — И это не потому, что в Академии наук занимаются какими-то отвлеченными проблемами, которые не находят применения на практике. Часто наши научные результаты используются за рубежом, потому что некому и некуда их передавать».
Алферов видит причину сложившейся ситуации в том, что российская экономика по-прежнему ориентирована на сырьевую отрасль.
Ответил Алферов и на вопрос о том, что предпримет руководство академии, если законопроект в нынешнем виде будет принят: «Если его примут, это нанесет огромный ущерб науке. Если это произойдет, будем бороться за сохранение институтов».
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, как он оценивает открытость и доступность РАН для общества, академик заявил: «Академия наук открыта и доступна для общества. Может быть, она недостаточно активно рассказывает о своих работах. Она должна больше заниматься популяризацией науки, рассказывать о ней.
Я тоже бываю в интернете и просто надеюсь, что многие комментарии там не отражают мнение широкой общественности. Потому что если по ним судить, то общество у нас деградировало просто кошмарным образом.
А мы сами открыты, и ваш покорный слуга очень много рассказывает».
По словам Алферова, будь он, а не Владимир Фортов, избран президентом РАН, события развивались бы совсем по-другому. «Я думаю, что в таком случае не был бы внесен этот закон и изменения бы эти вносились по частям, что называется «степ бай степ». Потому что ответ мой был бы мгновенный. На заседании правительства я бы сразу же, прошу прощения, истерику устроил бы! И это прекрасно знали», — заявил Алферов.
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, какова в атаке на РАН роль директора Института кристаллографии и Курчатовского института Михаила Ковальчука, Жорес Алферов ответил: «Михаила Валентиновича я знаю много лет. Его младший брат, Юрий Валентинович, миллиардер. В свое время он, будучи очень молодым, стал доктором наук, был моим заместителем. Он блестящий администратор. Он очень рано, намного раньше меня, думаю, понял об изменениях, которые происходят, и сделал целый ряд предложений, с которыми я не мог согласиться. Он ушел из института и занялся совершенно другими проблемами.
Михаил Валентинович, я бы сказал так, вполне успешно может заниматься определенным кругом вопросов: в определенном кругу вопросов он квалифицирован.
Но руководить большими кустами науки, мне кажется, для него трудно», — считает Алферов.
«Сама по себе идеология мегапроектов является сегодня для нас не ошибочной, но брать на себя их сегодня тяжело, — добавил нобелевский лауреат. — Поэтому для возрождения высокотехнологических отраслей промышленности нужны другие направления. И эти вещи Михаил Валентинович знает плохо».
Комментируя утверждение, что реформа РАН в нынешнем виде представляет собой «передел собственности», Жорес Алферов сказал: «Сегодня уже прочитал в интернете, что появились риелторы, которые оценивают, какие можно строить бизнес-центры и квартиры на Ленинском проспекте. В Петербурге уже обсуждают, почему столько дворцов у Академии наук на Васильевском острове. А между прочим, эти дворцы отдавались Академии наук еще царями».