— Расскажите, с чего начинается этническая история осетин?
— Осетины как этнос сформировались на Центральном Кавказе. Они отличаются многими особенностями от окружающих их горских народов, важнейшая среди которых та, что их этногенез преемственно связан как с ираноязычными народами (скифами, сарматами, аланами), так и с аборигенами Северного Кавказа. Многие ученые и путешественники, побывавшие на Кавказе в XVIII–XIX веках, не зная истории Кавказа, часто приходили к ошибочным выводам о происхождении осетин. Остатками древних половцев назвал осетин академик Иоганн Гюльденштедт. Немецкими учеными Августом Гагстгаузеном, Карлом Кохом и Карлом Ганом была выдвинута теория германского происхождения осетинского народа. По мнению доктора права Вольдемара Пфафа, осетины семитского происхождения, а француз Дюбуа де Монпере считал их потомками финно-угорских племен.
Наряду с этими гипотезами в начале XIX века Генрихом Юлиусом Клапротом была предложена оказавшаяся верной теория аланского происхождения осетин, нашедшая блестящее подтверждение в трудах выдающегося слависта и кавказоведа академика Всеволода Миллера.
Он увязал языковые данные с археологическими, эпиграфическими, фольклорными, этнографическими и нарисовал яркую картину происхождения осетинского народа на основе скифо-сармато-аланских племен юга России. Миллеру удалось доказать, что осетины лишь в недавнее время замкнулись в узких географических рамках гор Центрального Кавказа, куда их оттеснили татаро-монголы, и что они еще совсем недавно заселяли равнинную полосу Северного Кавказа.
Однако Миллер в соответствии с уровнем науки того времени рассматривал осетин изолированно от местной кавказской среды и видел в них потомков одних лишь иранских племен.
Этот пробел был восполнен Василием Абаевым, который доказал наличие в современном осетинском языке, в духовной культуре и религиозных верованиях этноса очень сильный местный кавказский субстрат, особенно тесно связанный с носителями Кобанской культуры.
В начале III тысячелетия до н. э. распалась индоевропейская общность, в которую входили арии, германцы, славяне, греки. Из нее выделялись индоиранцы — арии, которые проживали в Юго-Восточной Европе. Они называли себя ариями, что означало «полноправные люди», в отличие от соседей или покоренных народов.
Впоследствии индоиранцы разделились на две ветви: индоарийскую (они покинули Европу и поселились в Индии) и иранскую (юго-восток Европы). Среди племен иранской группы были киммерийцы, скифы, сарматы.
В конце II — начале I тысячелетия до н. э. о себе громко заявили ираноязычные киммерийцы, проживавшие в Северном Причерноморье.
В VIII–VII веках до н. э. они потерпели поражение от этнически родственных им скифов и, преследуемые скифами, перешли в Переднюю Азию. Название горы Джимара и фольклорные гуымиритǽ свидетельствуют об иранских корнях киммерийцев. Скифы же обосновались в отвоеванном у киммерийцев Северном Причерноморье.
— Откуда появились на этой территории скифы?
— До вторжения на территорию современного юга России они жили в Средней Азии. Ученые предполагали два пути продвижения скифов на Кавказ — южный и северный. Абаев убедительно доказал, что скифы шли на Кавказ, обойдя Каспийское море с северной стороны.
Скифы — первые распространители иранской речи на Кавказе. Они родственны сакам и массагетам Средней Азии: их языки близки. Ученые раскопали скифо-сакские могильники в Горном Алтае.
По Геродоту, скифы делились на царских, скифов-кочевников и скифов-пахарей. Царские скифы жили в Крыму, скифы-кочевники занимали восточные районы страны. Что касается скифов-пахарей, то они занимали северо-западную часть Скифии и занимались земледелием.
То, что скифы — этногенетические предки осетинского народа, доказано академической наукой. Остальные теории, как отмечено Абаевым, представляют хрупкие сооружения из более или менее произвольных догадок и натянутых сопоставлений и не имеют ни одного сколько-нибудь авторитетного сторонника.
Осетины сохранили от своего далекого прошлого два бесценных сокровища — язык и эпос, что позволило провести скифо-осетинские этнокультурные параллели.
В доказательство близости скифского языка и осетинского наибольшую лепту внесли Миллер и Абаев. Последний провел более 200 параллелей между скифским и осетинским языками, распознав скифские корни в таких осетинских словах, как фарн, фынг, фыд, хсар, зǽронд, ǽндон, саг, фырт, сǽр, бадǽг, лымǽн, стыр, ǽлдар, дон, в названиях рек Дон, Днестр, Днепр, Дунай, а также в личных именах Зарина, Роксана. Осетинский язык дает ключ к разъяснению названий местностей, населенных пунктов и других топонимов Северного Причерноморья и Приазовья.
Не менее яркие реликты скифского мира содержатся в осетинском героическом эпосе. Как доказано Жоржем Дюмезилем, многие нартовские сюжеты находят полную аналогию в быте и обычаях скифов, как они описаны у Геродота и других античных авторов (волшебная чаша; поклонение мечу как богу войны; образ Сатаны — души нартовского общества, связанный с культовой функцией хранительницы очага, и др.)
Весьма убедительны скифо-осетинские этнографические параллели: похоронные обряды, культ домашнего очага, семибожный культ, культура почетного бокала.
— Которое из скифских племен — царских скифов, кочевников или пахарей — можно считать непосредственным этногенетическим предком осетин?
— Сравнительное этнографическое изучение и данные лингвистики дают основание для утверждения о том, что из всех скифских племен этногенетические нити уводят осетин к скифам-пахарям — и вот почему.
Скифы-пахари жили в междуречье Южного Буга и Днепра, занимая западные рубежи скифского мира. Здесь они застали оседлое земледельческое население, под влиянием которого сменили кочевой быт на оседлый. Племена, проживавшие на этой территории, имели свою самобытную культуру, связанную с северной частью Балканского полуострова и Средней Европой.
Обосновавшись на этой территории с земледельческими традициями, скифы-пахари оказались в непосредственном соседстве с народами древней Европы: протославянами, протобалтийцами, проточерноморцами, протоиталиками. Скифы учились земледелию у европейских народов.
Эти слова выдающегося скифолога Михаила Ростовцева следует понимать буквально. При этом скифы освоили не только технологию земледельческого труда, но и восприняли названия земледельческих орудий труда и зерновых злаков.
Исследуя скифский язык, Абаев пришел к заключению: в отличие от скотоводческой терминологии, которая сплошь и рядом восходит к древнеиранскому миру, земледельческая терминология осетин в большинстве своем восходит к европейскому миру. Согласно его исследованиям, в осетинском языке нет ни одного земледельческого термина (кроме названия просо jaew), который можно было бы возвести общеиранскому корню. В то же время в нем немало земледельческих терминов, имеющих соответствия в языках европейских: xsyrf — «серп» в славянских и балтийских; fsir — «колос», tillag — «урожай», stivdz — «штифт» в германских, fsondz — «ярмо» в балтийских и германских; fǽxt — «ступа» в славянском и балтийском; «dzyvyr» — «соха» в новогреческом. К ним ученый добавляет адǽг — «борона», хуым — «пашня», ǽлутон — «пиво». Эти языковые свидетельства подтверждаются значимыми осетино-европейскими совпадениями многих обычаев и обрядов земледельческого календаря осетин (новогодние поздравления и гадания, предсказания урожая, новогоднее полено).
Не подлежит сомнению не только заимствование скифами земледельческой культуры от западных соседей, но и достаточно прочные нити связей от древних скифов-пахарей к современным осетинам.
— Каким образом скифские термины и обряды через тысячелетия перешли в осетинский быт?
— Осетины в своей истории никогда не соседствовали с европейским миром. Единственным ираноязычным народом, который долгое время проживал по соседству с земледельческой Европой, были скифы-пахари. Но и от них не протягиваются прямые нити к современным осетинам. Какие племена сыграли роль эстафетного передатчика земледельческих терминов и обрядов, кто эти племена, проложившие мосты от древних скифов к современным осетинам?
В III веке до н. э. с востока на запад двинулись родственные скифам многочисленные сарматские племена, которые, победив скифов, заняли их земли. Сарматы заняли также область расселения скифов-пахарей и под их влиянием приспособились к оседлому образу жизни, к земледельческому труду.
С утверждением политического господства сарматов начался процесс сарматизации всего Причерноморья, включая Северный Кавказ и даже Крым.
В бассейне рек Дон, Днепр и Буг расселилось сарматское племя — аорсы, оно смешалось с оседлыми скифами и училось у них земледелию, что подтверждается погребальными комплексами из Запорожья, Ростова, Астраханской области, Северной Осетии. Другое сарматское племя — сираки — расселилось южнее аорсов, по течению реки Кубань. Судя по античным источникам и археологическим памятникам, на новой территории аорсы и сираки интенсивно занимались земледелием.
Аланы вызрели в недрах аланских конфедераций сарматских племен, в первую очередь аорсов и сираков — они и приняли непосредственное участие в этногенезе осетин.
— Откуда появились племена алан?
— После окончания войны между аорсами и сираками (49 год н. э.) оба племени сошли с исторической арены, а вместо них повсюду появляется имя «алан». Иными словами, сираки и аорсы внезапно не исчезли, а оказались покрыты новым этнонимом «аланы». Через посредничество этих сарматских племен, покрытых именем «аланы», земледельческая терминология и обряды сохранились в быту и языке осетин.
Достаточно много лингвистических данных говорят о родстве алан и осетин (Дари-алан — ворота аланов, Зеленчукская надпись, аланские фразы Иоанна Цеца, женские имена Альда, Сатана, мужские — Анбал, Матарша и многое другое).
Понятия «аланы» и «осетины» не тождественны: первые являются чисто иранским племенем, но этого нельзя сказать об осетинах как об этносе.
— Как же происходило формирование современных осетин?
— Сформировавшись как объединение племен, аланы преумножили военную славу своих предшественников. Успешные военные операции стали возможны при прочных тылах: сармато-аланы массово расселились по всему Северному Кавказу, от Прикубанья до Дагестана. При этом при смешении с местными племенами сармато-аланы ассимилировались в меото-синдской (предки адыгов) среде на западе Кавказа и среди предков вайнахов на востоке Кавказа.
Что касается центральной части Кавказа, то процесс языкового скрещения здесь дал иной результат. Как писал Евгений Крупнов, только в средней части Кавказа в результате более массового и последовательного проникновения скифо-сармато-аланских ираноязычных племен в местную кавказскую этноязыковую среду этот контакт завершился ассимиляцией местной этнической среды и победой пришлых ираноязычных племен.
Следовательно, на протяжении более трех тысячелетий (с конца III тысячелетия до н. э.) шло последовательное проникновение в кавказскую языковую среду языка ираноязычных племен. Оно приобретает более массовый характер на рубеже нашей эры у сармато-аланских племен, что и определило появление иранской речи на Центральном Кавказе. Постепенное растянувшееся на тысячелетия смешение иранского элемента с местным кавказским имел следствием формирование качественно новой народности на Центральном Кавказе — осетин, в состав которой наряду с ведущим ираноязычным элементом вошли ассимилированные местные кавказские племена. Сохранив в основе языка иранскую речь, аланы — теперь уже осетины — пополнили ее за счет языков ассимилированных местных кавказских народов, переняли многое из их культуры, восприняли психический склад, черты, физический облик, быт и фольклор местных племен.
В любой области материальной и духовной культуры осетин встречаются как кавказские, так и иранские черты. Так сформировалась алано-осетинская народность, иранская по языку и кавказская по происхождению и частично по культуре.
После своего появления на исторической арене аланы приняли активное участие во многих значимых событиях эпохи. Столкнувшись с гуннами в V веке, они частично ушли на запад, частично проникли в горы Центрального Кавказа. После гуннского нашествия на нынешнем Юге России и на Северном Кавказе аланы-осетины контактировали с Древней Русью, с булгарами, хазарами, монголами, венграми. Здесь перекрещивались исторические пути предков осетин, которые были известны под именем алан, а также осов (осетин), асов, ясов, языгов.
На Северном Кавказе аланы к IX–XII векам создали мощное раннефеодальное государство, которое поддерживало тесные политические отношения и династические связи с Византией, Русью, Грузией. В X веке они приняли христианство. Государство делилось на Западную Аланию со столицей Архыз (современная территория Республики Карачаево-Черкесия) и Восточную (в основном нынешняя территория Республики Северная Осетия — Алания). Ко времени нашествия монголо-татар (начало ХIII века) Алания находилась в состоянии феодальной раздробленности, что было одной из важных причин ее неудачных войн с врагом.
Потерпев катастрофическое поражение от полчищ Тимура в конце XIV века, Алания перестала существовать, а ее население частью было истреблено, частью подалась на восток и запад, остальные спаслись массовым переселением в горы Центрального Кавказа, где аланский этнос уже пребывал с раннего средневековья. Здесь сформировались четыре ныне известные горные общества: Алагирское, Куртатинское, Тагаурское и Дигорское.
Под давлением возросшего количества беженцев одновременно шел массовый переход избыточного населения в высокогорные районы Южной Осетии (верховья рек Большой и Малой Лиахвы, Джоджора). На данной территории к этому времени тоже уже присутствовали аланы.
Современные осетины себя называют «ирон», а страну — «Ирыстон». Происхождение слов «алан», «ирон», «Ирыстон» восходит к древнеиранскому миру.
Однако в русском языке названия нашего народа и страны звучат по-другому — «осетины» и «Осетия», и произошло это при следующих обстоятельствах. В XVII--XVIII веках стали активно развиваться русско-осетинские взаимоотношения. В сближении Осетии с Россией активное участие принимали грузины, особенно духовные лица. Под их влиянием термины «ас», «осы» путем включения грузинского суффикса «ет» превратились в «осетин». От русских заимствовали его и другие народы, и таким образом появился термин «осетин». Подобная смена племенных названий в то время была в порядке вещей.
— В настоящее время в российских и зарубежных СМИ не сложилось единого стандарта названия столицы Южной Осетии — Цхинвал или Цхинвали. Не могли бы вы рассказать об этимологии этого слова и его правильной форме?
— Цхинвал как населенный пункт был основан в III веке царем Асфагуром. Первыми его жителями были армяне и евреи, затем город стал заселяться крестьянами из окрестных грузинских и осетинских сел. Название его идет от грузинского рцхила (граб), оттуда Цхинвали — «место, обильное грабом». После советизации края город был переименован в Сталинир (сталинская Осетия).
В начале 60-х годов прошлого столетия городу было возвращено прежнее название, однако сами осетины конечную «и» в название города не добавляют.
— В связи с пятой годовщиной последнего вооруженного конфликта с Грузией не могли бы вы рассказать, каковы истоки грузино-осетинских отношений? Какой характер носили эти отношения? Какие связи существовали в досоветский период, во время существования СССР и после его распада?
— Истоки грузино-осетинских отношений уходят в глубь веков и исчисляются тысячелетиями. Историческим взаимоотношениям с древнейших времен до начала ХХ века посвящены три монографии крупного историка Георгия Тогошвили, изданные на русском языке во Владикавказе.
Отношения складывались по-разному, но в целом было больше позитивных моментов, то есть дружественных взаимоотношений, часто подкрепляемых династическими браками — вспомним хотя бы брак царицы Тамары и осетинского царевича Сослана-Давида. В результате поражения от татаро-монгол часть выживших алан-осетин, потеряв свою государственность, оказалась запертой на века в горах Центрального Кавказа. После присоединения Грузии к России в 1801 году южные осетины боролись за свое освобождение от грузинских феодалов, которые стремились к их порабощению.
В годы становления советской власти юго-осетинское крестьянство вело упорную борьбу с меньшевистской Грузией, что обернулось для него первым геноцидом — сожжением сел и изгнанием с насиженной территории.
В 1922 году образовалась Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР. Отношение к ней грузинских верхов было неоднозначное, но советское законодательство сдерживало их действия. Горбачевская перестройка и развал СССР развязали руки грузинским экстремистам, которые начали кровопролитную войну с нацменьшинствами под лозунгом «Грузия для грузин».
Эта страшная война продолжалась почти четверть века и завершилась августовскими кровавыми событиями 2008 года в Цхинвали и их последствиями — признанием 26 августа 2008 года независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией. Шовинистическая политика грузинских верхов привела не к созданию унитарного грузинского государства, а к потере четверти государственной территории.
— Какова были взаимоотношения России и Осетии на протяжении веков?
— Истоки русско-осетинских отношений восходят к XVI веку. С этого времени началось сближение России и осетин. При этом в нем были заинтересованы обе стороны. Россию привлекали в Осетии ее природные богатства и геополитическое положение. Осетины же нуждались в сильном покровителе, который бы позволил им спуститься на равнинные северокавказские земли. В 1749–1752 годах осетинское посольство в Петербурге изложило Елизавете Петровне желание народа быть вместе с единоверной Россией. Эта мечта осуществилась после успешного для России окончания Русско-турецкой войны 1768–1774 годов — Осетия вошла в состав России. Этот акт — самое выдающееся событие в истории осетинского народа. Не вдаваясь в подробности, отметим:
после разгрома монголо-татарами вплоть до XVIII века осетины переживали такой тяжелый период свой истории, что, запоздай Россия с присоединением хотя бы на несколько десятилетий, они стали бы достоянием красной книги исчезнувших народов.
Два с половиной столетия спустя картина вновь повторилась. Накануне развала СССР 99% граждан Южной Осетии на референдуме заявили о своем желании сохранить Союз, остаться с Россией. И это был поводом для расправы над народом. Продолжительная война уничтожила всю инфраструктуру бывшей автономной области, привела к гибели тысяч людей, народ массово покидал сожженную родину.
Все годы борьбы за независимость Россия была рядом с народом Южной Осетии, поддерживала нас, как могла. И вновь, как и в XVIII веке, не будь российской политической и вооруженной поддержки в августовские дни 2008 года, сегодня Южной Осетии не было бы на политической карте мира.
Таким образом, Россия в буквальном смысле дважды спасала Осетию в самые судьбоносные периоды ее истории. Это незабываемо и никогда не забудется нашим народом.
— Как один из крупнейших осетиноведов, не могли бы вы рассказать, какие существуют проблемы в изучении этнической истории осетин и много ли еще пробелов в этой области?
— Осетины — один из древнейших народов Кавказа. В изучении его истории достигнуто немало успехов. Почти по всем ее периодам накопилась значительная литература. Ею занимались крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. По этногенезу и этнической истории осетин состоялись всесоюзная сессия (1966) и Международный конгресс (2013). Вышли обобщающие очерки и книги по истории осетинского народа, десятки монографий, посвященных отдельным проблемам истории, археологии и этнографии. Впервые на постсоветском пространстве увидела свет «Осетинская этнографическая энциклопедия». Однако неисследованных тем, особенно по древней и средневековой истории Осетии, еще немало.
Самое опасное и, осмелюсь сказать, страшное в наши дни — это наступление лженауки, чудовищное искажение горе-историками исторической действительности в угоду сиюминутным интересам.
Подобными самиздатскими книжками заполнены книжные магазины. В масках ультрапатриотов в угоду удревнению истории своих народов они идут на всякие выдумки, лишь бы желаемое выдать за действительное. Академическая наука довольно основательно доказала, что аланы (а через них сарматы и скифы) — непосредственные этногенетические предки осетинского народа, а сегодня выходит немало работ любителей истории и даже людей с учеными званиями, отрицающих это родство, не выдвигая при этом солидной аргументации. Яблоком раздора становится скифо-сарматское ядро эпоса, основательно доказанное корифеями кавказоведения Дюмезилем, Абаевым и другими солидными учеными. Поэтому обстоятельства заставляют ученых-осетиноведов еще глубже заняться разработкой малоисследованных проблем древней и средневековой истории осетинского народа и ими опровергать вольные упражнения шарлатанов от истории.