На протяжении веков и тысячелетий глобальные изменения климата оказывали радикальное влияние на ход всемирной истории. Достаточно вспомнить великое переселение народов, когда надвигающийся с севера холод погнал племена варварской Европы на Рим. Климат — один из мощнейших двигателей истории.
События, которые в исторической среде принято именовать кризисом позднего бронзового века, имели место около 3200 лет назад, то есть примерно в 1200 году до н.э.
К этому времени Восточное Средиземноморье стояло на передовых позициях цивилизации. В его западной части, как ранее в Месопотамии, а до этого — в долине Нила, начинали зарождаться мощные политические и военные образования — микенские города-государства: Микены и Тиринф в Арголиде, Афины в Аттике, Кносс на Крите и так далее. Могущественное Хеттское царство покрывало большую часть Анатолии, северо-западные регионы Сирии и вторгалось в верхнюю Месопотамию. В Леванте (материковая часть Восточного Средиземноморья) прибрежные города Ханаана процветали за счет торговли между Египтом и Междуречьем. Мудрое правление фараонов Сети I и Рамсеса II вознесло Новое египетское царство к вершинам процветания.
Однако в конце XIII — начале XII веков до н.э. эти грандиозные и многообещающие цивилизации рушатся одна за другой.
Причин для этого историки нашли более чем достаточно: природные бедствия (землетрясения, цунами и т.п.), технологический прогресс, повлекший за собой фундаментальное переустройство восточносредиземноморского общества, внутренняя нестабильность огромных, но хрупких империй, борьба между центром и периферией и, наконец, нашествие сильных северо-западных племен — народов моря.
Об этих племенах кричат все источники того времени там, где люди владели письменностью, — египетские, хеттские, месопотамские, но выяснить, кто они такие, откуда пришли и куда исчезли, едва ли представляется возможным.
Доподлинно известно лишь то, что
появление народов моря совпало с кризисом позднего бронзового века.
Были ли они причиной этого кризиса или явились, наоборот, его следствием? И если так, что смогло заставить их покинуть родные места и двинуться на юг с оружием в руках?
Поиском ответа на этот вопрос занялась группа французских и бельгийских ученых во главе с Дэвидом Каневски. Результаты их исследования опубликовал авторитетный научный журнал PLOS ONE.
XIII—IX века до н.э. отмечены заметными климатическими изменениями на территории всей планеты,
которые в регионах Восточного Средиземноморья выразились в засухе. Однако до сих пор доказать ни связь этих изменений с нашествием народов моря, ни само существование этих изменений не удавалось.
Исследование, проведенное учеными, основывается на археологических данных, которые были получены на острове Кипр — средоточии торговых путей цивилизаций Древнего Востока. С помощью различных методов археологического изыскания ученые исследовали бухту Ларнака — участок прибрежной полосы на юго-востоке острова. Полученные данные показали, что местность, на которой сегодня располагаются четыре соленых озера, примерно до 1350 года до н.э. была покрыта морем (что объясняет расположение в древние времена в этой местности оживленного портового города). Археологические данные с окружающих территорий демонстрируют заметное учащение лесных пожаров и почти полное прекращение земледельческих работ в период с 1200 по 850—750 годы до н.э. Все это свидетельствует о наступлении длительного периода засухи.
Сами по себе эти данные не имеют большого значения, их важность открывается при сравнительном исследовании. Сопоставляя полученные результаты с известной ранее информацией о засухе на сирийском побережье и в некоторых других точках Восточного Средиземноморья, имевшей место в тот же период, ученые обнаружили, что случай засухи на Кипре был частью
глобального климатического сдвига, коснувшегося по меньшей мере всего региона.
По всей видимости, упадок хозяйственной (а как следствие, экономической и политической) активности, царивший в этот период во всем Восточном Средиземноморье, является результатом именно этого климатического сдвига.
Народы моря вторглись на Кипр в 1220—1190 годах до н.э., как раз во время начала глобальной засухи. Оттуда они двинулись на материк — в Египет и на сирийские побережья. Эти племена, несомненно, стояли на более низкой ступени общественной организации, чем существовавшие уже не одно тысячелетие империи Древнего Востока, и все же покорили подвластные им территории и смогли уйти дальше в неизвестном пока направлении.
Возможно, они обязаны этой победой именно засухе, породившей голод и обескровившей могущественные государства древности.
А если это так, то, наверное, климатические сдвиги заставили их самих, еще, по всей видимости, только начинавших осваивать земледелие и не укоренившихся на родных территориях, покинуть эти земли и отправиться в далекий заморский поход в поисках плодородной земли.