История расизма
Расовая дискриминация в США имеет глубокие исторические корни и, по сути, является ровесницей страны. Общество, основанное белыми людьми, всегда негативно относилось к людям с другим цветом кожи: индейцам — коренным жителям Америки, и темнокожим.
Расовая сегрегация в Соединенных Штатах официально существовала с 1865 года, с момента принятия тринадцатой поправки к Конституции страны, запрещавшей рабство. Примерами расизма могут служить такие вопиющие факты, как сегрегация в общественном транспорте и школах. По законам города Монтгомери (штат Алабама) первые ряды сидений в автобусе предназначались для белых пассажиров, причем если все они были заняты, то негры обязаны были уступать свои, «черные», места. Такая политика вылилась в бойкот «Ходьба во имя свободы», длившийся 381 день. В течение этого времени афроамериканцы, составлявшие 70% всех пассажиров, не пользовались общественным транспортом. Автобусные компании понесли значительные убытки. 20 декабря 1956 года сегрегация в общественном транспорте была отменена.
Сегрегация в школах приводила к вооруженным конфликтам. Наиболее известный инцидент относится к 1957 году, когда расисты препятствовали совместному обучению белых детей и девяти чернокожих, получивших прозвище «девятка из Литл-Рока» (штат Арканзас). Когда ситуация окончательно обострилась, президент Эйзенхауэр был вынужден направить в город 1200 солдат воздушно-десантной дивизии. Они сопровождали детей в школу и охраняли их в коридорах.
В 1941 году расовая сегрегация официально была отменена, однако фактически она сохраняется и сегодня. Профессор Гэри Орфилд в докладе Проекта по гражданским правам Гарвардского университета (конец 2006 года) говорил:
«Уровень сегрегации в стране поднялся до уровня конца 1960-х годов. Мы растеряли почти весь прогресс, достигнутый в ходе отмены сегрегации в городских сообществах».
Истоки расизма
По мнению социологов, в основе расизма лежит реалистическая теория группового конфликта. Центральное место в этой теории занимает положение о столкновении интересов, являющееся главной причиной конфликта и способствующее восприятию угрозы, которая исходит от чужой группы. Угроза вызывает враждебность членов группы к ее источнику, усиливает ее сплоченность и ужесточает наказание для людей с отклоняющимся поведением.
Применительно к расовой дискриминации теория группового конфликта будет звучать следующим образом. Исторически белое население США обладало властью, контролировало природные ресурсы. Как доминирующая группа люди с белым цветом кожи стремились сохранить существующее положение вещей, менять заведенный порядок им было невыгодно. Однако представители темнокожего населения хотели улучшить свое положение, их действия представляли опасность для доминирующей группы.
Следовательно, расизм в данной ситуации является составным элементом идеологии, социальной политики страны.
Изучение расизма
В настоящее время проводится множество исследований, направленных на изучение феномена расизма. Вследствие результатов проведенных социологических опросов среди ученых укрепилось следующее мнение.
Чем лучше образование, которое получил человек, тем меньше шанс, что он будет обладать расовыми предрассудками.
Это кажется вполне логичным: образованный человек понимает политические, социальные и экономические причины, послужившие истоками дискриминации, осознает опасность и возможные последствия расизма. Более того, человек с высшим образованием толерантен и обладает широким взглядом на вещи, он объективен. Он понимает, что интеллект или характер человека не зависят от цвета его кожи.
Профессор Мичиганского университета Джофри Уотке оспаривает эту теорию. Он отталкивается от теории группового конфликта и говорит: белые люди действительно рассматривают действия афроамериканцев, стремящихся добиться уравнения в правах, как опасность. Именно поэтому слова белого человека «я не хочу жить по соседству с негром» являются не следствием ограниченности мышления или страха, а поддержкой государственной идеологии, стабильности общества.
Джофри Уотке задался вопросом: если его мысли верны, то не будет ли высшее образование еще больше усугублять ситуацию?
Ведь у человека, достигшего определенного статуса и занимающего свое место в обществе, гораздо больше причин для поддержания существующего порядка вещей.
Исследование Джофри Уотке
В своей работе профессор Уотке использовал данные опроса General Social Survey с 1972 по 2010 год. General Social Survey — это социологическое исследование, которое проводилось в США ежегодно с 1971 по 1994 год (за исключением 1979, 1981 и 1992 годов), а в настоящее время проводится раз в два года. Опрос занимает около 90 минут, в нем участвуют граждане США старше 18 лет. Вопросы, задаваемые им, касаются всех тем общественной жизни: от налоговой политики государства до веры в Бога.
Джофри Уотке включил в свою работу ответы 44 873 человек, афроамериканцев среди них не было, 56% составили женщины. Средний возраст участника — 46,5 года, средняя продолжительность обучения в средних и высших учебных заведения — 12,9 года. Дата рождения варьировалась от 1883 до 1992 года. Результаты своего исследования профессор Уотке представил на 108-й ежегодной встрече Американской социологической ассоциации.
Все опрошенные были разделены на три группы в зависимости от уровня их образования. Людям были заданы четыре типа вопросов. Первый касался предрассудков относительно черного населения: участникам предлагалось оценить по семибалльной шкале, насколько те или иные качества присущи афроамериканцам (например: 1 — ленивый, 7 — трудолюбивый). Вторая группа вопросов имела целью выяснить, в какой степени люди выступают за равенство в правах (их отношение к совместному обучению детей в школе и т. п.). Также участников исследования просили оценить степень дискриминации темнокожих людей («слабая», «средняя», «сильная») и высказать свое мнение о конкретных законах, направленных против расизма.
Результаты оказались шокирующими: 38,1% белых американцев полагают, что темнокожие ленивы, 18,3% — необразованны, при этом 52,2% признают существование дискриминации и согласны, что с ней надо бороться. 29,3% не хотят иметь черных соседей, но 73,6% выступают за развитие антидискриминационного законодательства в сфере жилищной политики (open housing laws).
88,8% опрошенных утверждали, что поддерживают совместное обучение черных и белых детей, однако только 23,1% действительно хотят, чтобы их дети ездили в школу на одном автобусе с темнокожими. 71,5% признают, что афроамериканцев дискриминируют на рынке труда, но лишь 11,8% согласны с принятием законов, борющихся с этой несправедливостью.
Очевидно, что слова белых американцев расходились с их реальной позицией.
Однако после анализа результатов опроса выяснилась еще одна особенность: уровень образования и степень расистских высказываний действительно связаны, но совсем не так, как считалось раньше.
Профессор Уотке оказался прав: среди образованных людей процент тех, кто признает наличие проблемы расизма и заявляет о необходимости бороться с ней, гораздо выше, чем среди не получивших хорошее образование американцев. При этом процент тех из них, кто готов пойти на реальные меры и одобряет антидискриминационные законы, намного ниже. Необразованные же люди в большинстве своем, признавая проблему, поддерживают и фактическое уравнивание в правах.
Джофри Уотке, получив подтверждение своей теории, выдвигает и еще одно объяснение такой ситуации: белые американцы могут не поддерживать антирасистские меры не только для защиты и сохранения собственной привилегированности, но и просто потому, что они не заинтересованы в восстановлении социальной справедливости. Они не думают, что неравенство лучше, а просто не видят смысла что-то менять. Более того, введение новых законов предполагает усиление государственного вмешательства в некоторые сферы жизни общества, а этого никто не хочет.
В общем, либерально настроенные образованные белые люди в глубине души поддерживают расизм — и, конечно, во благо общества.