Согласно прогнозу Всемирной метеорной организации (IMO), максимум метеорного потока Персеиды в 2013 году придется на ночь с 12 на 13 августа: тогда количество наблюдаемых «падающих звезд» в час может достигнуть ста. В выходные это количество будет несколько меньше, но тоже приличное: уже в пятницу наблюдатели фиксировали более 25 метеоров в час. Луна в этом году не мешает: находясь почти в первой четверти, она будет заходить за горизонт уже ранним вечером.
Да и прогноз, по крайней мере для Москвы и области, выглядит оптимистически: ожидается, что ближайшие три дня будут малооблачными.
Для того чтобы наблюдать явление метеора, не требуется крупного телескопа или даже бинокля. Нужно всего лишь приехать в удаленное от засветки крупных городов место.
При этих условиях, и если синоптики действительно не ошибутся и облаков не будет, можно будет гарантированно увидеть один метеор в несколько минут.
«В Москве очень сильная засветка, и тем, кто хочет наблюдать метеоры, надо отъехать минимум на 50 км от столицы, — говорит руководитель научных проектов обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий. — От средних по величине городов нужно отъехать минимум на 20 км».
Жители Москвы и области могут посетить массовые бесплатные наблюдения, которые организует Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического института Академии наук (ПРАО АКЦ ФИАО).
«Мы находимся на окраине Пущино и заслонены деревьями от него, так что засветка у нас небольшая: видны Млечный Путь и звезды пятой величины.
Конечно, могло быть и лучше, но тогда это было бы посреди чистого поля, — рассказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник ПРАО АКЦ ФИАН Владимир Самодуров. – Подобные мероприятия проводятся у нас с 2009 года. На них приходят толпы людей. Много детей, есть очень любознательные, которые буквально терроризируют вопросами».
В нынешнем году мероприятие состоится в субботу, с 15.00 до 24.00. Днем, когда светло и метеоров еще не видно, посетители смогут посетить экскурсию на радиоастрономические телескопы обсерватории и узнать о том, как работают радиоастрономы и что они изучают, а также о последних новостях проекта «Радиоастрон» — российского космического радиотелескопа.
Ни в коем случае не стоит путать понятия «метеор» и «метеорит», и уж тем более «астероид».
Астероиды — это небольшие (от нескольких метров до нескольких сотен километров) космические тела, которые вращаются вокруг солнца и иногда, как, например, в пятницу утром, проходят недалеко от Земли. Метеор же нельзя потрогать: это явление «падающей звезды», вызванное тем, что некое тело на огромной скорости (до 50 км/с) попадает в атмосферу Земли и вследствие сопротивления газовой оболочки нашей планеты начинает ионизировать и разогревать эту оболочку, заставляя светиться. Если тело крупное, то это излучение получается довольно ярким, а само тело, изрядно уменьшившись в размерах и оплавившись, достигает поверхности Земли. Такое тело называется метеоритом. При падении челябинского метеорита в феврале нынешнего года яркость его свечения в атмосфере на какой-то момент превысила солнечную.
Строго говоря, каждый метеор, который заметят читатели «Газеты.Ru» и наблюдатели во всем мире в ближайшие несколько дней, представляет собой модель полета челябинского метеорита в атмосфере. Разница лишь в том, что метеор вызван мелкой частицей или даже пылинкой, а над Челябинском в атмосферу вошло тело размером несколько метров.
Обратное утверждение тоже верно: можно сказать, что челябинский метеорит вызвал явление очень яркого метеора. Такое явление чаще называют словом «болид».
Мелкие частицы, которые, сгорая в атмосфере, вызывают явление метеора, как правило, когда-то находились в ядре одной из периодических комет. Они обращаются вокруг Солнца, располагаясь вдоль орбиты своей кометы-прародительницы, образуя настоящий космический рой толщиной в десятки и сотни тысяч километров. Метеорный поток Персеиды, максимум активности которого приходится на 10—12 августа, обязан своим возникновением комете Свифта—Туттля, открытой в середине XIX века и возвращающейся к Солнцу каждые 130 лет. Свое название он получил оттого, что, если мысленно продолжить следы его метеоров назад, то все они сойдутся приблизительно в одной и той же точке на небе — недалеко от звезды Гамма созвездия Персея. Такая точка есть у каждого метеорного потока, она называется радиант. В действительности же это лишь эффект перспективы — подобно тому, как если ехать ночью в снегопад на машине, то будет казаться, что все снежинки летят из одной точки.
На самом деле частицы метеорного потока входят в верхние слои атмосферы по почти параллельным траекториям.
При наблюдениях IMO рекомендует смотреть чуть в сторону от направления на радиант, взяв 60 градусов по азимуту влево или вправо.
Результаты даже одного часа наблюдений, отправленные в общий центр сбора данных, являются очень важными, так как способны принести дополнительную информацию о веществе и строении нашей планетной системы, о веществе комет, составе земной атмосферы. С подробной инструкцией проведения наблюдений и последующей отправки их в IMO можно ознакомиться на сайте IMO.