Существуют две гипотезы, объясняющие, как питание ребенка до рождения и в первые месяцы жизни влияет на здоровье взрослого человека. Первая — прогностический адаптивный ответ — утверждает, что суровые условия жизни младенца могут инициировать изменения в его организме и подготовить его к такой же неблагоприятной обстановке в будущем. Например,
если ребенок, получающий во время внутриутробного развития недостаточно пищи, став взрослым, будет испытывать голод, его шансы на выживание резко повысятся по сравнению с теми, кто в детстве имел достаточно пищи.
С этой гипотезой связано одно из объяснений возникновения ожирения, сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Организм, в детстве привыкший к экономному метаболизму (который характеризуется устойчивостью к инсулину (инсулинорезистентностью), медленным метаболизмом глюкозы и увеличенным отложением жира) и впоследствии начинающий получать достаточное количество пищи, приобретает диабет, ожирение и другие заболевания.
Вторая гипотеза — модель «серебряной ложки» (silver spoon model) — предполагает абсолютно обратное. В соответствии с ней недоедание в детстве мешает нормальному развитию организма, ослабляет его, провоцирует метилирование ДНК.
Из-за этого в будущем возможны точно такие же проблемы со здоровьем, которые объясняет и гипотеза прогностического адаптивного ответа.
В настоящее время среди ученых более популярной является первая модель, однако достаточно тщательных эмпирических проверок ее достоверности не проводилось.
Группа ученых из Великобритании под руководством Адама Хэйворда из Шеффилдского университета изучила данные о выживаемости финских крестьян, родившихся и выросших в разное время, в период голода 1867-1868 годов. С результатами их работы можно ознакомиться в журнале PNAS.
Исследователи пользовались информацией, полученной из церковных книг и записей об урожаях двух финских приходов: Икаалинен и Турва. Ученые проследили жизнь 1643 мужчин и 1593 женщин, родившихся в период с 1816 по 1865 год. Таким образом, к 1866–1867 годам (моменту начала голода) им было от одного года до 50 лет. Голод был вызван несколькими неурожаями ржи и ячменя, которые давали до 60% питательных веществ, получаемых крестьянами в то время.
Последствия этих неурожаев были страшными: население страны сократилось на 8%, люди гибли от тифа и дизентерии.
Делая выводы, Хэйворд и его коллеги обращали внимание на следующие факторы: возраст человека, его пол, социальное положение и количество пищи, которое он получал во время беременности матери и в течение года после рождения (эти данные базировались на записях об урожаях в приходах). Если бы гипотеза о прогностическом адаптивном ответе была верной, как это считалось ранее, то дети, получавшие меньше пищи, имели бы больше шансов выжить во время голода.
Результаты оказались обратными: у людей, получавших достаточно пищи в младенчестве, вероятность выживаемости повышалась (на 8% у мужчин и на 7% у женщин). При этом у беднейших крестьян эта взаимосвязь выражалась сильнее, у зажиточных фермеров — слабее (исследователи объясняют это тем, что более состоятельные люди возмещали нехватку хлеба такими продуктами, как мясо и рыба).
Казалось бы,
такие результаты свидетельствуют о том, что модель «серебряной ложки» более состоятельна.
Тем не менее ученых ждал еще один сюрприз: у девочек от 1 года до 10 лет, получавших недостаточно пищи, выживаемость была намного выше как по сравнению с детьми того же возраста, которые питались нормально, так и в сравнении со взрослыми женщинами.
Хэйворд делает следующий вывод: гипотеза прогностического адаптивного ответа
действительна лишь в краткосрочном периоде, на протяжении первых нескольких лет жизни.
Это подтверждается и другими фактами: так, большинство африканских детей, страдающих квашиоркором, при рождении имеют нормальный вес. Те же, кто рождается ослабленным, имеют больше шансов избежать заболевания. Жизнь взрослого же человека больше объясняется моделью «серебряной ложки»: чем хуже питание в детстве, тем больше шансов приобрести серьезные заболевания во взрослой жизни.