Вечером в Москве члены правительства и ученые обсуждали «новость научного года» — скорую реформу РАН, разработанную без участия академиков, которая была представлена в четверг на заседании правительства. Позднее проект реформы журналистам представляли вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Голодец ограничилась общими словами и лишь пояснила, что сегодня государство заинтересовано в создании нового, честного, профессионального научного сообщества. «Это сообщество должно быть отделено от принадлежности отдельных членов к тем или иным институтам, университетам и конкретным научным структурам», — заявила вице-премьер.
Дмитрий Ливанов, говоря о предпосылках реформирования РАН, выделил сразу несколько обстоятельств.
Так, по его словам, за последние годы государство увеличило ассигнования на фундаментальную науку примерно в 10 раз, но отдачи это, например, в росте числа публикаций научных статей не принесло. «Публикаций больше не стало, выходит, стоимость публикаций выросла в 10 раз», — заявил министр.
С заявлением Ливанова трудно не согласиться: о том же говорят данные, которые недавно на «круглом столе» «Место России на карте мировой науки» представлял директор центра ситуационного анализа Научно-исследовательского института — Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы (НИИ РИНКЦЭ) Минобрнауки Иван Стерлигов (см. рисунок). Согласно этим данным, количество научных статей за последние годы действительно оставалось почти постоянным, но при этом увеличилось финансирование прикладной науки — очевидно, в первую очередь за счет «Сколково» и других инновационных организаций.
Финансирование же фундаментальной науки неуклонно падало начиная с 2009 года, а РАН в первую очередь занимается фундаментальными исследованиями, и в этой связи вывод министра выглядит как минимум странно.
Ливанов сообщил, что сейчас в научных учреждениях РАН наблюдается «кадровая катастрофа»: более 40% сотрудников научных учреждений — пенсионного возраста.
Оказалось, что государство беспокоят проблемы с монополией институтов на использование федерального имущества: по последним оценкам, более половины имущества научных учреждений не зарегистрировано, и это создает почву для злоупотреблений. Министр напомнил, что несколько лет назад было проведено полевое исследование, которое выявило, что ставки, по которым сдаются помещения, занижены. «Если бы площади сдавались по рыночным ценам, этого хватило бы на пенсионные выплаты всем пенсионерам-ученым», — сказал он. Помимо монопольного использования имущества в науке отсутствует контроль и прозрачность распределения средств на научные исследования.
В ходе реформирования РАН государство, по словам министра, будет придерживаться нескольких главных принципов.
«Имущество научных организаций останется в государственной собственности, а использование его будет возможно только в интересах научной и образовательной деятельности», — заявил Ливанов.
Социальные объекты, которые входят в структуру РАН, — здравницы и санатории — будут отданы в муниципальные управления.
На вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о судьбе таких неблагополучных институтов, как ИТЭФ, в которых в последние годы было подорвано научное сообщество, и которые не могут предложить достойных условий для выпускников вузов, при этом занимают престижные территории, министр напомнил, что конкретно ИТЭФ не является структурой РАН. Судьба всех институтов будет решаться в индивидуальном порядке.
Так, в ближайшее время будет создана ликвидационная комиссия, которая будет оценивать деятельность подведомственных институтов.
Нынешние бюджетные учреждения в структуре РАН перестанут существовать с момента регистрации нового Агентства научных институтов РАН. «У нас есть хорошие институты, есть плохие, — заявил Ливанов. — Все они по результатам проверки будут разделены на три категории. Успешные институты попадут в первую категорию — они перейдут в ведение агентства. Организации из второй категории передадут различным органам исполнительной власти. Например, некоторые академические учреждения медицинской направленности могут передать в Минздравсоцразвия. А самые неэффективные институты будут реорганизованы, есть у нас и такие», — подчеркнул министр.
Подобный подход вызвал негативную реакцию у научного сообщества.
«Ничего большего, кроме как передела имущества и передела средств, за этой реформой не видно.
Еще одна цель этой «реформы» — заодно задавить наиболее работоспособную часть активной науки, — заявил «Газете.Ru» председатель профсоюза РАН Виктор Калинушкин. — Чтобы при этом вузы со своими низкими индексами цитирования лучше выглядели. Известно, что в РАН уровень науки выше, чем в российских вузах — не во всех, конечно, например, в МГУ все в порядке. Но никакой заботы о сотрудниках тут нет».
Говоря как раз о научных сотрудниках, Ливанов отметил, что в задачу государства входит повышение престижа и оплаты профессии ученого, чтобы молодые люди видели перспективу в работе в науке. Обновленной РАН отводится роль экспертного сообщества. Академия наук должна в перспективе стать тем органом, к которому государство будет обращаться за экспертизой различных проектов. РАН будет определять приоритеты в научной политике страны. Директоры институтов будут назначаться созданным агентством совместно с РАН. Главным объектом финансирования будут не институты, а лаборатории. «У нас есть задача по обеспечению трудоустройства сотрудников академий наук. В обновленной фундаментальной российской науке будет происходить активное кадровое обновление. Ученым, которые уже утратили научный потенциал, необходимо предложить расширенный социальный пакет, отвечающий их ожиданиям», — отметил министр.
Поскольку новая организация станет важнейшей коммуникационной площадкой для научного сообщества, но не будет осуществлять в управлении имущественным комплексом и не будет иметь подведомственных научных организаций, то, судя по всему, академия станет «клубом ученых» — по примеру академий США и Великобритании. Однако это идет вразрез с сообщениями о том, что пожизненные выплаты академикам и член-корреспондентам (которые будут к ним приравнены) не только сохранятся, но и увеличатся — согласно законопроекту, они составят 100 тыс. рублей. «Клубы ученых» не выплачивают заработные платы и пенсии. Кроме того, Ливанов констатировал «кадровую катастрофу» в РАН, однако старение кадров в большей степени наблюдается среди руководства, а не рядовых ученых. Так, среди членов РАН (на июнь 2013 года) 94,6% людей пенсионного возраста. 72% академиков — старше 70 лет. Возрастная структура среди член-корреспондентов чуть лучше, но тенденция та же.
Таким образом, очень высокие по меркам научного сообщества выплаты в 100 тыс. рублей будут производиться именно тем людям, кого Ливанов к продуктивно работающим ученым не относит.
Глава Минобрнауки отметил, что новой академии наук будет дана независимость: она будет иметь свой устав, будет сама выбирать президента и президиум. Правда, аппарат РАН будет при этом подконтролен правительству.
Отвечая на вопрос, почему при обсуждении реформы не учитывалось мнение академиков, министр уклончиво рассказал, что дискуссии о реформировании академии ведутся давно и сам он принимал в них активное участие. «Я сам участвовал в обсуждении еще с 2005 года. Мы не то что спешим с этой реформой, а уже опаздываем», — заявил он. По его словам, на сегодняшнем заседании правительства присутствовал недавно избранный президент РАН Владимир Фортов.
Он в целом разделяет позиции по реформированию РАН, но обеспокоен реализацией отдельных моментов, поэтому было решено создать рабочую группу, чтобы решить оставшиеся вопросы.
Ливанов напомнил, что недавно Фортов высказался о возрастных ограничениях, которые стоит ввести в руководстве академических учреждений. По словам академика, люди не должны занимать административные должности более двух сроков подряд.
Одновременно с выступлением Голодец и Ливанова президиум РАН собрался на внеочередное заседание. Впрочем, конструктивным оно не получилось по той причине, что академики не успели ознакомиться с законопроектом.
«Обсуждения практически не было. Договорились взять тайм-аут на пару дней, для того чтобы понять, что именно происходит. Договорились о том, что Фортов с вице-президентами подготовит некоторую позицию. Пока разошлись на том, что все очень непонятно, и пока президиум выражает свое недоумение происходящим», — сообщил член президиума РАН. «Создана рабочая группа президиума, которая будет готовить соответствующие действия. Какой будет реакция именно президиума, предположить не могу, — заявил «Газете.Ru» председатель профкома РАН Виктор Калинушкин. — Завтра мы собираем президиум профсоюза, и, думаю, наши действия будут достаточно жесткими. Без митингов не обойдется.
В кулуарах все возмущены этими действиями, которые приняты без какого-то обсуждения с научной общественностью, и тем, что так быстро этот проект хотят провести через Госдуму, за одно чтение, что вообще беспрецедентно».
«Это национальная катастрофа, уничтожение элиты. И уже ничего сделать нельзя, никто никого слушать не будет. У академии отнимается управление. У академии отбирается ее имущество, земли, здания». В целом это просто уничтожение», — считает биолог, известный своими работами по исследованию РНК, академик РАН Алексей Спирин.
Президент Российской академии медицинских наук Иван Дедов, напротив, положительно отнесся к предстоящему объединению.«В целом в РАМН мы позитивно относимся к тому, что наша академия переходит в более высокий ранг, академики РАМН, члены-корреспонденты РАМН — они заслуженно становятся членами «большой» академии. Кроме того, под одной крышей нет межведомственных перегородок, можно вместе вопросы решать, объединить усилия», — заявил президент РИА «Новости». Впрочем, Дедов отметил, что не понимает, как будет делиться имущественный комплекс. «Это сложный вопрос», — отметил он.
На просьбу прокомментировать реформу академий наук в России проректор МГУ, академик РАН Алексей Хохлов, возглавляющий совет по науке при Минобрнауки, ответил так: «Совет по науке при МОН не принимал участия в обсуждении законопроекта, узнал о его существовании из сообщений прессы и оставляет за собой право высказаться по существу проекта после детального ознакомления с его текстом».
Законопроект о реформе российских академий наук будет рассмотрен в ближайший вторник.
Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» заявил председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. «Этот законопроект будет приниматься в ускоренном порядке, реформа завершится в течение двух недель», — сообщил он.