Научный слэм (от английского slam — сталкиваться, ругаться) — новый формат состязания молодых ученых, призванный упростить понимание серьезных научных результатов широкой публикой. Для этого молодые специалисты тренируют ораторские навыки, докладывая о своих достижениях не с академических трибун в строгих костюмах, а со сцены в баре или кафе.
Победитель может определяться аплодисментами публики, как это происходит иногда на конкурсах музыкальных групп.
Такая форма научных состязаний, «наука в барном и клубном формате», зародилась три года назад в Германии. Основатель проекта Грегор Бюнинг считает, что такой формат облегчает популяризацию науки, дает возможность молодым исследователям из разных областей встречаться на одной площадке и без стеснения рассказывать «просто о сложном».
Первый слэм в Петербурге состоялся 14 апреля. Тогда на сцене собрались пятеро молодых специалистов — биолог, программист, психолог, социолог и режиссер. Они доходчиво рассказали аудитории о своих достижениях, уложившись в отведенные десять минут. На битву ученых пришли посмотреть более 500 человек, среди них были коллеги выступающих, студенты и просто интересующиеся наукой.
9 июня в питерском клубе MOD в научной схватке перед многочисленными зрителями сошлись физик, астроном, филолог, психофизиолог и биолог.
Информация о слэме распространялась в социальных сетях, в итоге зал на 500 человек был полон молодежи, очередь растянулась до канала Грибоедова. «Ученым предлагается выступить в новом жанре — некоем стенд-ап-комеди», — объявил Илья Утехин, доцент факультета антропологии Европейского университета, открывавший мероприятие. Спонсором слэма уже второй раз выступила компания JetBrains, специализирующаяся на разработке инструментов для программистов.
«Мы заинтересованы в формировании определенной интеллектуальной среды в Петербурге, поэтому для нас это скорее социальный проект. Люди привыкли приходить в бар выпить пива. Но когда это можно совместить с приобретением новых знаний и опыта, это гораздо интереснее», — рассказала «Газете.Ru» представитель JetBrains.
Cотрудница Института физиологии Дарья Замесина рассказала публике о механизмах восприятия звука, которые помогают нам ориентироваться в пространстве и воспринимать мир объемно. Принципы работы стерео- и бинауральных звуковых систем строятся на знании функционирования пространственного слуха. На примере того, как фрекен Бок в «Карлсоне» спрашивала, в каком ухе у нее жужжит, Замесина объяснила, что такое звуковая волна, колебания и источник звука. Изучение этих механизмов дает возможность выяснить, какие факторы влияют на становление слуха у человека, помогает понять, в чем могут быть причины поломок системы, и как их можно избежать.
«Наш мозг за доли секунды обсчитывает сигнал от обоих ушей, сравнивает задержку и уровень сигнала и так определяет источник звука», — пояснила Замесина.
Еще в детстве мозг калибрует разные сигналы, что дает нам во взрослом возрасте возможность ориентироваться в пространстве. При этом калибровка слуха происходит в течение всей жизни, слух подстраивается под зрение. На сцене поставили эксперимент: человек из зала в майке с надписью «НЕ-ПСИ-ХУЙ» закрыл глаза. Его стали крутить, после чего просили определить, с какой стороны хлопают в ладоши: каждый раз испытуемый отвечал правильно. Однако когда на глаза и уши надели повязки, испытуемый запутался и не смог определить направление хлопков под изумленные возгласы из зала. Дарья рассказала, как изучает в лаборатории становление детского слуха, отклонения в развитии этого чувства, вызвав искренние аплодисменты и одобрение зала.
Астроном, сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Карашевич зажег публику рассказом на актуальную с февраля в России тему астероидной опасности. Карашевич занимается наблюдением за астероидами, определением их физических параметров и моделированием орбиты, что позволяет предсказывать движение астероидов и делать выводы: опасен астероид или нет. «Как думаете, что расположено на снимке?» — задал он вопрос об озере метеоритного происхождения.
«Зачем изучать астероиды?» — еще один вопрос залу. Ответы прозвучали следующие:
— Они клевые!
— Астероид показывали в «Армагеддоне».
— Астероид упал в Челябинске.
«Мы до сих пор не знаем, как появилась Солнечная система. Астероиды приближают нас к ответу на этот вопрос. Представьте, что раз в два дня на Землю падает «КамАЗ», груженый песком», — проиллюстрировал астроном объем ежедневно выпадающего на Землю метеоритного вещества. Он рассказал, как при помощи обзора Catalina в 2008 году удалось предсказать место падения астероида. «К нам пришло sms, мы стали наблюдать. Была организована экспедиция, суданские студенты насобирали 4 кг метеорита. Связать то, что мы видим в космосе, и то, что валяется на земле, мы смогли только с помощью этого метеорита», — рассказал Сергей.
Астроном показал, что на снимке астероиды видны в лучшем случае как белая линия на фоне звезд. Он рассказал также, как определяют форму и массу потенциально опасных астероидов.
Затем Сергей перешел к вопросу о том, как обстоят дела с наблюдательной астрономией в России. «Это карта земли. Красные точки – это обсерватории. Область без них – это Россия. Дайте нам телескопы, дайте нам наблюдать, мы это умеем, и если что-то случится, знаем, что делать! Астрономия — это круто», — добавил он под общие аплодисменты.
Филолог Марина Соломонова, выйдя на сцену в смешном платьице в горошек, рассказала о новых тенденциях в детской литературе, о том, что сегодня в России рынок детской литературы представлен в основном переводными зарубежными произведениями. «Детская литература отличается тем, что она серийная, многие знают, что такое читать одну сказку целый год. Кроме того, дети ведут себя так, что, если ты не прочитал что-то, это отстой», — сказала Соломонова.
Это, по ее словам, идет на пользу большим тиражам детских книг и приносит многомиллионные доходы. Как отметила Соломонова, феномен 2000-х годов — это Гарри Поттер, сломавший рамки детской литературы, когда стало понятно, что книги про него читают все. Еще один бестселлер детской литературы — «Дневник слабака», который читают во всем мире. Книга объединяет комикс, дневник, школьную повесть, юмор, семейные ценности, тему маленького человека.
Физик, аспирант Академического университета Василий Севрюк, договорившись с залом не показывать формулы, рассказал о современных методах микроскопии для изучения графена. Муравей, волос, бактерия, наногитара — проиллюстрировал он размеры в природе и технике. Не встретив энтузиазма в зале, он рассказал про принцип Гюйгенса--Френеля, описывающий построение изображения линзой — это то, как строит изображение оптический микроскоп.
После этого при помощи картинок ученый объяснил принцип работы атомно-силового микроскопа.
«Иголочка скребется, палочка гнется — так мы можем оценивать рельеф. По стоимости он сравним с «Феррари», — заявил он.
По словам ученого, тема ему наиболее интересна, так как в будущем новые материалы могут заменить более дорогие аналоги, которые сейчас используются, и с их помощью мы можем получить устройства с новым набором преимуществ. «Мы изучаем с такими микроскопами графен, за который Гейм с Новоселовым получили Нобеля. Если из графена сделать гамак, то в нем может лежать кот», — проиллюстрировал картинку автор. Включение в экран клавиатуры и звуковых колонок — ближайшее будущее, которое может дать графен.
Выступление биолога Александра Ефремова, лаборанта-исследователя НИИ экспериментальной медицины РАМН, было посвящено теме его диссертации — переносу генов с помощью молекулярных конъюгатов. Лаборант вышел на сцену и попытался объяснить, как из-за дефектов в конкретных генах возникают некоторые болезни, например дистрофия Дюшена. «Наверняка вы не понимаете, в чем разница между вирусом и ретровирусом, но они действительно доставляют», — сразу расположил к себе автор доклада, показывая на экране картинки вирусов-хиппи под общий хохот в зале.
При помощи плюсиков, улыбочек, няшки-аниме, лисенка, щеночка и медвежонка на экране он попытался объяснить, что такое молекулярный конъюгат и катионные пептиды и то, как нужные гены доставляются в клетки человека.
Видимо, лисенок и вирус-растаман в конечном счете и определили отношение к докладчику.
«Ничего не понятно, но весело», — сказал кто-то в зале. Ефремов занимается одним из направлений генной терапии, которое изучает доставку различных генов в организм млекопитающих и пытается сделать эту доставку более адресной, чтобы гены попадали только в конкретные клетки. Эта методика позволяет, к примеру, ускорять заживление ран и разрушать опухоли в организме. «Помните, что в будущее возьмут не всех», — заключил ученый, сорвав бурные аплодисменты.
В конце выступления все участники вышли на сцену, а зрители отблагодарили каждого докладчика аплодисментами.
Победитель был выбран машиной: несмотря на то что биолог и астроном сорвали примерно одинаковое количество аплодисментов, шумометр выбрал победителя — веселого биолога. Победители прошлого слэма вручили ему традиционный приз — боксерские перчатки.
«Перед слэмом нас тренировали специалисты из Санкт-Петербургской федерации дебатов, мы учились правильно подавать себя и рассказывать о наших исследованиях. Перед конкурсом у нас было несколько пробных прогонов, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Карашевич. — Отличие этой публики от той, что присутствует на профессиональных конференциях, в том, что в одном случае люди спрашивают какие-то вещи, чтобы уточнить детали, а здесь люди сами хотят разобраться в новой для себя области», — добавил он.