В понедельник «Газета.Ru» сообщала о том, что директор Курчатовского института Михаил Ковальчук не был переизбран на пост директора Института кристаллографии РАН. Таковы были итоги тайного голосования, которое состоялось на собрании отделения физических наук РАН.
Перевыборы директоров академических институтов проводятся по регламенту на общем собрании отделения, к которому приписан институт. В понедельник на собрании отделения физических наук по переизбранию были избраны действующие директора в семи институтах, единственным директором, не получившим необходимого числа голосов, оказался Михаил Ковальчук.
После выборов нового президента РАН, которые прошли накануне и завершились победой Владимира Фортова, в четверг проходят общие собрания отделений РАН по выборам академиков – секретарей отделений РАН и Бюро отделений РАН.
Неожиданно вопрос о переизбрании Михаила Ковальчука на пост директора Института кристаллографии вновь оказался в повестке дня.
Как стало известно «Газете.Ru», это было сделано по инициативе старого состава президиума РАН (новый президиум будет избран в субботу, 1 июня).
Даже такая инициатива не помогла Ковальчуку. Из 144 участников собрания за него проголосовали 66, против — 59, а 21 человек воздержался. Для переизбрания Ковальчуку нужно было набрать 50% голосов плюс один голос, то есть 73 голоса. Интересно, что и в понедельник Ковальчуку тоже не хватило семи голосов.
«Его опять прокатили», — подытожил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Борис Штерн, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, главный редактор газеты «Троицкий вариант – Наука».
После голосования в понедельник один из участников собрания отделения физических наук в неофициальной беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» рассказал, что голосовал «против» Ковальчука, но отметил, что это решение отделения «не является совсем правильным»: «На переизбрание Ковальчука выдвинул коллектив Института кристаллографии, то есть, вероятно, сотрудников института он устраивает. Правда, мы не знаем, насколько демократично принималось решение о поддержке Ковальчука в институте».
Михаил Ковальчук по образованию физик, он окончил Ленинградский государственный университет. Доктор физико-математических наук, профессор. В 1970 году, после окончания университета, он уехал работать в московский Институт кристаллографии, директором которого стал в конце 1990-х. В 2000 году Ковальчук был избран членом-корреспондентом РАН.
Но настоящий взлет его карьера претерпела с приходом к власти Владимира Путина, личным другом которого является младший брат Михаила Ковальчука — Юрий.
Юрий Ковальчук — совладелец нескольких телеканалов, банка «Россия», в середине 90-х годов он входил в число людей, которые вместе с Путиным основали под Санкт-Петербургом дачный кооператив «Озеро». В 2001 году Михаил Ковальчук становится ученым секретарем президентского совета по науке, технологиям и образованию, а в 2005-м президент научного центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов назначил Ковальчука директором этого центра. В 2007 году, с образованием правительственного совета по нанотехнологиям, на развитие которых были выделены средства, в несколько раз превысившие годовой бюджет РАН, Ковальчук стал заместителем председателя совета — первого вице-премьера Сергея Иванова. С того момента в кулуарах Академии долгое время высказывалось мнение, что следующим президентом РАН после Юрия Осипова должен стать именно Михаил Ковальчук — мол, таково желание Владимира Путина. Для того чтобы стать президентом в 2013 году, Ковальчук должен был стать академиком до этого срока (ибо по Уставу РАН президентом может стать только академик).
Но на выборах действительных членов и членов-корреспондентов РАН в 2008 году Ковальчук не смог набрать нужного количества голосов.
На выборы в РАН в 2011 году Ковальчук даже не стал выдвигаться. Впрочем, к тому моменту специальным указом президента РФ «Курчатовский институт» был передан в ведение правительства России, до этого он подчинялся Минобрнауки. Цель этого — создание на базе РНЦ национального исследовательского центра, который должен объединить ряд профильных академических институтов и институтов «Росатома» (данная реорганизация вызвала ряд проблем, в частности в Институте экспериментальной и теоретический физики (ИТЭФ), в результате которых базовая ставка сотрудников оказалась равна прожиточному минимуму в Москве).
Деятельность «Курчатника» вызывала критику со стороны научного сообщества, в частности по причине низкого количества публикаций в научных журналах, несмотря на серьезное государственное финансирование.
Михаил Ковальчук является также ученым секретарем Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Этот пост, в частности, позволил ему если не лично зарубить попытку российских астрономов вступить в Европейскую южную обсерваторию, то как минимум обратить внимание Минобрнауки и Минфина на слабости позиции российских ученых (на вступление требовалось 150 млн евро в течение 10 лет). При этом в интервью корреспонденту «Газеты.Ru» Ковальчук всячески подчеркивал, что он сам «не принимает никаких решений», он — не астроном, а «время щипков» в российской науке закончилось. При этом сам Ковальчук беспрепятственно получил более 300 млн евро на взнос для участия России в проекте по созданию европейского рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL в Германии.
«Отдельный вопрос: когда главный научный советник президента Российской Федерации — это его приятель по кооперативу «Озеро» Михаил Валентинович Ковальчук, то возможно ли вообще думать про то, что в стране может быть система честной научной экспертизы? Наверное, в каких-то отдельных местах может, — считает Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН. — Мне кажется, нельзя думать только про «важные проблемы» и, пока они не решены, вообще не заниматься всем остальным. Надо делать то, что можно, и там, где можно. Что-то находится ниже радара Михаила Валентиновича и ему подобных, там есть шанс сделать что-то разумное без их ведома».
По информации «Газеты.Ru», пока Михаил Ковальчук останется и.о. директора Института кристаллографии РАН. Дальнейшая судьба этого поста определится в ближайшее время. Наиболее вероятны два варианта. Первый — коллектив предложит отделению РАН нового директора. Второй — институт будет выведен из структуры РАН, что позволит Ковальчуку сохранить свой пост. Впрочем, в любом случае Михаил Ковальчук останется директором Курчатовского института, и этого поста его может лишить только президент.