Академик Владимир Фортов в ходе очередного общего собрания Академии наук избран новым президентом. За него проголосовали 55% членов собрания (766 голосов), сообщает корреспондент «Газеты.Ru», из 1314 голосов 1313 признаны действительными. Жорес Алферов набрал 345 голосов, Александр Некипелов — 143 голоса.
После объявления результатов голосования Фортов поблагодарил членов собрания. «Для меня большая честь быть избранным. Я убежден, что избирательная кампания дала нашей академии много нового. Я благодарю всех, кто меня поддерживал и кто не поддержал, мы будем работать вместе. Академия должна быть сильной, независимой, она должна быть творческой и служить нашему народу и государству. В дальнейшей работе мы сможем найти общий язык и с нашими оппонентами. Я благодарю всех — и тех, кто поддержал и моих оппонентов. Большое вам спасибо. Я искренне вам благодарен и надеюсь на дружную совместную работу».
Затем победитель голосования вышел к журналистам и стал отвечать на вопросы.
«Процесс обсуждения и голосования показывает, что в общем академия готова к переменам, чувствует их необходимость. Мы будем эти перемены вводить так, чтобы не нарушить существующие принципы. Необходимо сделать работу академии более динамичной, более гибкой и более устойчивой. Я говорил и писал, что в работе со СМИ у нас в Академии наук есть большие недостатки. Мы должны идти навстречу журналистам, а главное — навстречу гражданам России, чтобы они хорошо понимали, что такое Академия наук, как она работает. Чтобы не было такой ситуации, когда говорят бессмыслицу, передержки и часто откровенную неправду. На дворе 21 век, и мы должны идти в ногу со временем.
В науке надо много чего делать, нужно сделать так, чтобы мы были авторами новых проектов, новых идей, масштабных инициатив. Мы должны создать нашим ученым хорошие условия для работы, молодым или не очень молодым. Я имею в виду и собственно зарплату, и идею Путина о том, чтобы зарплата в академии была в два раза больше, чем в среднем по регионам. Мы должны придумать современную систему отбора кадров, бороться с бюрократией, и многое другое, что сегодня обсуждалось в течение целого дня».
На вопрос о том, имел ли он в виду, говоря об оппонентах, министра образования, академик ответил:
«Нет-нет, я не хотел бы называть фамилии, просто я вижу, что реальная проблема состоит в том, что наша академия и наука плохо объясняют обществу свои проблемы, свои цели, свои работы. Это радикально отличается от того, что происходит, например в США, в Германии или во Франции. Там ученый обязан иметь контакт с прессой, контакт с телевидением, не уклоняться от острых вопросов. Там просто другая история. У нас этого просто раньше не надо было делать, а сейчас стало необходимым, потому что идеология формируется сегодня внизу и потом она идет наверх. Раньше идеология спускалась сверху. Нужно перестроиться и с уважением относиться ко всем оппонентам. Мой опыт показывает, что очень часто удается найти общий язык с людьми, которые исходно были настроены против. Когда они узнают ситуацию, когда они узнают, какие замечательные люди работают в академии... это сразу меняет отношение.
Прокомментировал Фортов и вчерашнее выступление нобелевского лауреата Андрея Гейма, назвавшего Академию «домом престарелых».
«Я не знаю, просто надо почитать, что он действительно говорил. Поговорить с ним. Да, у нас есть люди пожилого возраста. Они есть и в Америке. Собственно говоря, нет там такого правила, что нужно возрастной ценз вводить. Естественно, что у нас есть проблемы с пенсиями, у нас есть проблемы с медицинским обслуживанием пожилых людей... То же самое и с молодежью. Но это проблема комплексная, и что он имел в виду — это надо у него спросить. Я думаю, что мы с ним увидимся и поговорим на эту тему, тем более что и он, и я из Черноголовки», — рассмеялся академик.
По его мнению, важными проблемами для Академии являются вопросы ротации кадров и бюрократия. Он считает, что ученые не должны находиться на одном посту больше двух сроков.
«Нас душит бюрократия. Количество бумаг, отчетов, бессмысленных справок. Это уже, по-моему, перешло все рамки приличия. С этим надо бороться и требовать только те бумаги, без которых действительно нельзя обойтись, а не плодить такую макулатуру чиновничью».
На вопрос, как сделать отечественную науку востребованной в промышленности, Фортов ответил:
«Дело в том, что инновационная система в каждой стране своя. Единого правила, которое годится и для Америки, и для Кореи, и для Германии — нет. Каждая страна находит свои методы, и нам предстоит найти их тоже. Я думаю, что это удастся сделать, потому что есть понимание, что дальше двигаться по ресурсному вектору не удастся. Надо переходить на хайтек — вещи, связанные с инновационными направлениями. А для этого нужно очень много сделать. Я думаю, что как раз по этому вопросу мы могли бы запросто сотрудничать с министерством науки».
Накануне было объявлено, что заседание, на котором должны были назвать нового президента Академии наук или результаты первого тура голосования, пройдет без участия прессы, хотя на мероприятие аккредитовались более 150 журналистов.
«Выборы начались с запозданием, надеюсь, что к пяти подсчитают. Я проголосовал. Надеюсь, что новый президент справится с развалом, который творится в академии, сумеет наладить отношения между властью и академией», — рассказал член-корреспондент РАН Виталий Аристов.
Всего в выборах участвовали около 1300 членов-корреспондентов и академиков. Согласно порядку выборов президента РАН, если в ходе первого тура ни один из кандидатов не набирает 50% плюс один голос, объявляется второй тур, в котором участвуют два лидера.
Перед голосованием состоялись выступления каждого из трех кандидатов. По мнению многих делегатов, самым ярким стало выступление Жореса Алферова. «Вот в СМИ и кулуарах говорят, что Алферов придет, а через пару лет передаст кому-нибудь свой пост. Так вот, Жорес Алферов никому ничего не отдает. Если выберут — отработаю весь срок, а надо будет — и второй», — передал сказанные в ходе выступления слова Алферова один из присутствовавших выборщиков.
«Все было четко выдержано. 20 минут на выступления, 15 минут на вопросы. Наиболее блестящее выступление, ораторское, было у Жореса Алферова. Собственно, я за него и голосовал, но не из-за его выступления, естественно. Мне кажется, что, если он наберет молодую команду, его возраст не будет сильно влиять. А основную функцию он будет выполнять — представлять науку на мировом уровне. Для этого нужен человек с именем. Такой человек — Жорес Алферов», — рассказал «Газете.Ru» член-корреспондент РАН Леонид Смирнов.
Академик Геннадий Месяц призвал не допустить ситуацию, когда никто не набирает больше 50% голосов, — иначе отсрочка на полгода и тяжкое организационное положение РАН».
Оглашения результатов выборов сегодня ждали не только представители СМИ и научная общественность. «Академики — наши большие друзья, когда заходит — сразу видно, что академик... Сейчас у них там выборы, вот выберут и сразу к нам пойдут. Пока ничего там не понятно, скоро все станет известно», — рассказал продавец из соседнего со зданием РАН продуктового магазина.
«Я голосовал за Жореса Алферова. Дай бог молодым иметь такой задор, как у него. От нового президента ожидаю, что он будет более активно отстаивать позиции РАН против наших недругов во властных структурах. И в Минобрнауки, и в других ведомствах. Пришли люди, которые ничего не понимают в руководстве аспирантами и слабо разбираются в научной работе», — рассказал на условиях анонимности участник собрания из Сибирского отделения РАН.
По его словам, выборы задержались, потому что «один товарищ заговорился»... Помимо избрания нового главы РАН в ходе заседания поднимался вопрос о командировочных, выплачиваемых сотрудникам академии. «Это, конечно, мелочи, но из таких мелочей все состоит»,— сказал ученый.
После того как с выборов снял свою кандидатуру действующий президент РАН, остались три кандидата — академик Владимир Фортов, в поддержку которого высказалось большинство отделений РАН, нобелевский лауреат Жорес Алферов и вице-президент РАН Александр Некипелов. Алферова выдвинули четыре отделения, Некипелова три.
Предвыборные программы каждого из претендентов были опубликованы заранее на сайте РАН. Фаворитом гонки большинство наблюдателей считали Владимира Фортова, главная интрига заключалась в том, выберут ли его в ходе первого тура голосования.