С момента своего возникновения в 1996 году Арктический совет активно занимался вопросами охраны природы и мониторингом изменений климата. Второе стало особенно актуальным в последние два десятилетия в связи с глобальными климатическими трансформациями. По мнению ученых, скорость таяния арктических льдов может служить своеобразным индикатором природных изменений, связанных с глобальным потеплением, загрязнением окружающей среды и изменением скорости океанских течений. Кроме того, Арктика представляет большой интерес для биологов и этнографов, изучающих местную флору и фауну, а также историю коренных народов Севера.
Страны — члены совета крайне озабочены проблемой раздела зон экономического влияния в Арктике, поскольку она крайне богата минеральными ресурсами, в частности нефтью и газом.
Конвенцией ООН по морскому праву прописана принадлежность имеющему выход к морю государству 12-мильной прилежащей зоны. В отдельных случаях ее возможно продлить до 200 морских миль: тогда она будет именоваться особой экономической зоной и отсчитываться непосредственно от границы прилежащей зоны. Входящие в состав совета страны претендуют на формирование подобных зон. В частности, Россия еще в 2001 году подала заявку на признание находящихся в Баренцевом, Беринговом и Охотском морях хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением континентального шельфа, что дало бы нашей стране приоритетное право на добычу полезных ископаемых в этой зоне. После тщательного рассмотрения ООН в 2004 году заявка была отправлена на доработку. Параллельно было установлено, что подобные заявки должны быть поданы не позднее 2014 года. На протяжении прошедших 9 лет Россия активно работала над доказательной базой (к примеру, погружение «Миров» на Северном полюсе). Тогда же в гонку за упомянутые территории также вступили Канада и Дания.
Несмотря на то что Арктический совет является важной региональной организацией, его политика во многом зависит от страны-председателя. В этом году на очередном заседании, которое состоялось в самом северном городе Швеции – Кируне, было принято решение о главенстве в совете Канады. Акцент в этот раз был сделан на вопросах безопасности и проведении поисково-спасательных операций в регионе.
Мероприятие стало самым масштабным за всю историю организации, на нем присутствовали более 300 делегатов.
Среди них особенно выделялся почетный гость – известный канадский историк Джон Инглиш, чья готовящаяся к публикации книга «Лед и вода: власть, население и Арктический совет», как следует из названия, как раз посвящена проблемам Арктики. Несмотря на полные оптимизма заявления Инглиша о том, что главенство в совете «станет для Канады реальным шансом взять на себя бремя лидерства в регионе», множество экспертов всерьез опасаются за будущее председательства канадцев.
На первый взгляд, очевидных причин для беспокойства нет: Канада занимает первое место в мире по общей площади арктических территорий и по общей протяженности арктического побережья, обладает уже давно построенной цепью поисково-спасательных станций, а береговая охрана страны обязуется оказать помощь любому терпящему бедствие в арктических водах судну в течение 10 часов. Канадское правительство также активно поддерживает инициативу по спасению редких видов флоры и фауны и серьезно озабочено проблемой таяния арктических льдов.
Но, по мнению специалистов из исследовательского проекта «Мунк-Гордон», посвященного вопросам безопасности северных территорий, канадские морские и воздушные силы в регионе с трудом отвечают международным стандартам.
Поисково-спасательные самолеты, например, находятся слишком далеко и не смогут оказать своевременную помощь. Основной точкой их базирования является аэродром в городе Трентон, провинция Северное Онтарио, в 8 часах лета от арктического побережья. Кроме того, пилоты канадских Королевских ВВС и команды спасательных кораблей не имеют достаточного опыта в проведении поисково-спасательных операций и уж тем более в ликвидации последствий экологических катастроф. В отчете «Мунк-Гордон» также упоминается забавный факт: несмотря на то что протяженность канадской арктической береговой линии составляет без малого 162 тысячи километров, страна единственная в регионе не имеет собственного глубоководного порта.
Все эти факторы ставят под сомнение способность Канады выполнить все пункты подписанного членами совета в 2011 году крайне важного «Соглашения о проведении морских и воздушных поисково-спасательных операций»
А это, по мнению аналитика Сары Френч, «автоматически переложит эти обязанности на плечи других государств — членов совета, а также на местных жителей».
Тем не менее стоит учитывать, что именно канадские ученые сегодня наиболее активно исследуют арктические просторы. В 2010 году Канада потратила более $100 млн на модернизацию четырех исследовательских станций, в том числе одной из самых крупных в Арктике – института «Аврора» на побережье моря Бофорта. В недавнем интервью телекомпании CTV директор «Авроры» доктор Пайпа Сиккомб-Хит подчеркнул важность подобных инвестиций, поскольку они могут серьезно помочь в исследовании многих важных вопросов – от арктической флоры и фауны и таяния льдов до этнографии коренных народов. В 2010 году ученые «Авроры» проводили исследования силами 75 экспедиционных групп численностью более 650 человек. В результате, в частности, была подтверждена важная гипотеза о том, что из-за таяния льдов увеличилось время морской навигации через Северо-Западный проход (соединяющий Атлантический и Тихий океаны морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский арктический архипелаг).
Еще более активна лаборатория по исследованию полярного шельфа в поселке Резолют, где ученые разрабатывают технологию бурения арктического шельфа для доступа к месторождениям нефти и газа, а также к крупным залежам гидрата метана у арктического побережья. Готовность канадцев бороться с экологическими бедствиями, вызванными добычей арктических ресурсов, вызывает множество вопросов. Например, так и не был разработан четкий механизм действий на случай крупной природной катастрофы. По данным Института Аляски по исследованию Севера, лишь 40% проживающих на арктических территориях считают, что Канада способна справиться с подобными проблемами.
В этой связи становится актуальным вопрос о возможном повышении роли России в Арктическом совете, чья цепь из 10 поисково-спасательных станций вдоль всего Северного морского пути должна начать функционировать в 2015 году, а технологии шельфового бурения значительно превосходят канадские.
Но в данном случае Россию подводит слабая заинтересованность в делах региона.
Например, официальная страница Российской Федерации на сайте организации предлагает ознакомиться с тремя информационными веб-сайтами, один из которых не существует, а два других последний раз обновлялись в конце 1990-х годов. А так, для сравнения, выглядит канадская страница.
Еще более интересными выглядят попытки некоторых азиатских государств, имеющих в совете статус временных наблюдателей, расширить масштаб навигации своих судов в арктическом регионе, а также инвестировать в добычу полезных ископаемых. Все два года своего председательства Швеция занимала выжидательную позицию, но канадцам, по мнению ряда аналитиков, не удастся действовать в том же ключе.
Им также будет нелегко разобраться с проблемой добычи ресурсов, в особенности разработки нефти арктического шельфа, на который претендуют многие государства.
«Канаде будет непросто председательствовать в эти два года, — считают эксперты «Мунк-Гордон». — Но при должном уровне инвестиций канадский срок может запомниться и в позитивном ключе».
В 2015 году Канаду на посту председателя Арктического совета сменят США.