В 80-х годах прошлого века среди программистов было очень популярным составление известных рисунков из компьютерных символов (ASCII графика):
— Какая занятная репродукция «Джоконды»…
— Да что вы, Людмила Прокофьевна, это же не репродукция — это наша вычислительная машина, Баровских... запрограммировал.
Так в диалоге Людмилы Прокофьевны и Верочки из культовой картины «Служебный роман» Эльдар Рязанов показал, возможно, одно из первых художественных творений советских компьютерщиков.
Каким же было первое в мире изображение, нарисованное при помощи компьютера, выяснил Бенджамин Эдвардс, журналист американского издания The Atlantic. В середине пятидесятых годов, когда мощности первых ламповых компьютеров были настолько слабы, что для их постройки требовались громадные государственные (большей частью военные) вложения, молодой американский служащий использовал компьютер стоимостью $238 млн, нарисовав первый рисунок при помощи ЭВМ.
На экране катодно-лучевой трубки из-под его светового пера вышла обнаженная красотка, а результат этого творчества навсегда вошел в историю компьютерной графики, при этом оставаясь неизвестным до последнего времени.
На заре «холодной войны», опасаясь ядерного удара со стороны СССР, американское правительство потратило миллиарды долларов на создание изощренной компьютеризированной системы противовоздушной обороны. Совместно с Массачусетским технологическим институтом и фирмой IBM ВВС США создали суперкомпьютер SAGE–Semi-Automatic Ground Environment. Этот проект был настолько амбициозным, что по масштабам финансирования он стоял в одном ряду с Манхэттенским проектом и программой «Аполлон».
Система SAGE была способна в реальном времени обрабатывать данные с наземных радаров и рисовать картину того, что должно и не должно присутствовать в американском воздушном пространстве в любой момент времени.
С 1958 года на континентальной части США насчитывался 21 центр SAGE. Сердцем каждого из них был четырехэтажный бункер без окон, в котором размещались два массивных компьютера AN/FSQ-7. Каждый стоил $1,89 млрд в современном выражении и занимал две тысячи квадратных метров.
Это был второй выдающийся компьютер в истории техники, способный выдавать информацию в режиме реального времени в графическом виде. В течение каждого рабочего дня инженеры, обслуживающие центры, держали один из компьютеров включенным, в то время как второй находился на обслуживании. Таким способом ненадежные компьютеры (каждый из которых содержал 50 тысяч электронных ламп), могли следить за небом 100% времени. На верхнем этаже каждого центра был установлен 91 дисплей — электронно-лучевые трубки, при помощи которых персонал отслеживал воздушное пространство. Эти трубки были способны рисовать произвольные линии и символы в любой части экрана, к примеру береговую линию США.
Для ввода информации о новом рейсе оператор наводил световое перо на экран и отметка появлялась на мониторе.
Выяснилось, что однажды наряду с важными оборонными задачами кто-то из персонала одного из центров решил использовать ЭВМ для развлечения — нарисовал соблазнительную красотку на 19-дюймовом экране. Это изображение было сфотографировано в начале 1959 года 21-летним рядовым Лоренцем Типтоном. «В один прекрасный день я решил снять это для будущих поколений на поляроид», — вспоминает Типтон. По его словам, программа, выводящая красотку, была записана на бумажные перфокарты.
Программу использовали для диагностики: она запускалась в момент выключения одного и запуска другого компьютера, и если девица появлялась на мониторе без искажений, то передача данных прошла успешно, если же с «глюками» — компьютерщики знали, что возникла проблема.
Опрошенные журналистом Эдвардсом десятки пожилых компьютерщиков также припоминают эту картинку. Скорее всего, девица была срисована талантливым инженером со страницы журнале Esquire за 1956 или 1955 год. В те годы подобные картинки для журнала рисовал известный художник Джордж Питти. Одна из таких девушек, напечатанная в декабрьском номере за 1956 год, по форме точно совпадает с компьютерной красоткой.
«Я нашел эту фотографию на сайте музея компьютерной техники SMECC. Она была там размещена, и никто не понимал ее ценности, пока я не наткнулся на нее, — рассказал журналист «Газете.Ru». — Затем я опросил несколько десятков ветеранов проекта SAGE, чтобы выяснить, кто сделал снимок. Так я нашел Лоренца Типтона, который отослал этот снимок в музей много лет назад. Я не знаю ни об одном успешном применении SAGE против советских самолетов. Я просто уверен, что Советы никогда не пытались бомбить США, так что система служила больше мерой сдерживания».