Откопанная цивилизация
О доколумбовой Америке доподлинно известно довольно мало. О более поздних цивилизациях, например ацтеках, могут поведать дошедшие до наших дней архитектурные памятники и их убранство, в то время как от более ранних культур практически не осталось видимых следов. Их поисками и занимаются многочисленные археологические экспедиции, одной из которых посчастливилось найти в местечке Эль-Паленке развалины храмового подворья. Стоит уточнить, что данная местность находится в признанной объектом всемирного наследия ЮНЕСКО долине Оахака и никак не связана со знаменитым и популярным среди туристов майянским городом Паленка.
Уникальность находки обусловлена ее возрастом. Так, проведенный радиоуглеродный анализ позволил утверждать, что комплекс относится примерно к 300—100 гг. до н.э. Это делает его древнейшим из найденных на юге Мексики.
Более того, прежде в долине Оаксака был найден неплохо сохранившийся царский дворец и прилегавший к нему многозальный храмовый комплекс, построенный, правда, на два столетия позднее. С обнаружением храмового подворья стало очевидно, что на указанной местности располагался некий крупный центр государства сапотеков, чей расцвет пришелся как раз на IV—III вв. до н. э.
Очевидно, что
комплекс имеет довольно много общего c ацтекскими храмами, обнаруженными и описанными уже европейскими конкистадорами:
он состоит из трех многозальных храмов, двух жреческих резиденций, а также ряда помещений ритуального и повседневного характера. Помимо самих развалин учеными были найдены многочисленные предметы быта, а также человеческие останки. Удаленное же расположение подворья позволило сделать выводы, касающиеся жреческой иерархии и характера тогдашнего общества.
Более подробно к исследованию храмовых развалин подошли обнаружившие их антропологи из Американского музея естественной истории. Они попытались воссоздать условия, в которых там протекала повседневная жизнь, и выяснить истинное значение комплекса. Результаты их изысканий были опубликованы в известном научном журнале PNAS.
Верховная власть и жрецы
Один из самых авторитетных археологов минувшего века, а по совместительству и историк-марксист Вир Гордон Чайлд сформулировал основные черты, присущие городским цивилизациям. Одной из них явилось наличие монументальных сооружений, среди которых были в том числе и храмовые комплексы с подворьями. Они, по его мнению, показывали, что внутри изучаемой культуры существовала особая иерархическая и профессиональная система. Впоследствии его теория была развита в том ключе, что существование подобных систем является способом легитимизации верховной власти посредством общей для всех религии.
Впервые теорию удалось «обкатать» во время исследования месопотамского города Урука. В нем также находилось храмовое подворье, значительно отдаленное от остальной части комплекса и включавшее в себя жреческие резиденции. Это, по мнению исследователей, не только
обосабливало представителей высшего жречества от обычных людей, но и создавало своеобразный ореол таинства и сакральности,
окружавший как их, так и представителей верховной власти, с которыми они были неразрывно связаны. Со временем стало очевидно, что описанные Чайлдом черты являются общими для всех ранних городских цивилизаций на всем земном шаре.
Американские ученые решили, что обнаруженный ими комплекс прекрасно вписывается в теорию Чайлда. Очевидно, что
этот комплекс вместе с остальными сооружениями, найденными в долине Оахака, составляет часть одного из крупнейших центров цивилизации сапотеков.
Впоследствии он был поглощен поселением Монте-Альбан, также находившемся на территории долины и по прошествии времени обретшим столичный статус. Это с определенной долей уверенности позволяет утверждать, что
государство сапотеков является самым древним в Мезоамерике
— регионе, простирающемся от Мексики до Гондураса.
Что касается непосредственно самого подворья, то ученые считают, что оно является отличным образцом существовавшей прежде иерархической системы. Так,
от общего массива зданий оно было отделено высокой стеной, а комнаты верховных жрецов находились по соседству с храмами и были соединены с ними потайными проходами.
Благодаря этому высокопоставленные иерархи могли попасть в сакральное место, минуя священнослужителей низкого ранга. Они, согласно исследованиям, жили в сооружениях, остатки которых были обнаружены неподалеку от храма, в условиях, вполне соответствующих понятию «коммунальная квартира». Это позволяет пролить свет на бытовавшую иерархическую систему, а также подчеркивает сакральность власти верховных жрецов, практически живших в храме.
Наконец, схожесть со средневековыми храмами ацтеков заключается в двухъярусности. И если на первом ярусе находились помещения, в которые могли попасть практически все, то на втором располагался непосредственно алтарь и идолы. Именно здесь совершались жертвоприношения и подношения. Таким образом, жертвоприношениями занимались высшие церковные иерархи, в то время как подношениями занимались рядовые жрецы. В этих же помещениях, судя по остаткам пышных убранств, проходили аудиенции властителей сапотеков, посещавших верховное жречество.
История одного подворья
Кроме того, ученые подошли индивидуально к исследованию каждого из трех представленных храмов. Это позволило узнать подробности, связанные с иерархией высшего жреческого сословия и значимостью каждого из святилищ. Сооружения были разными по размеру, хотя и находились друг от друга на одинаковых расстояниях, и предназначались для различных жертвоприношений, включая человеческие.
Так, самый крупный храм, построенный, к слову сказать, из сырцового кирпича, был высотой примерно в 8 метров и значительно возвышался над соседними зданиями.
Богатая отделка, в частности, аккуратная штукатурка и множество орнаментов, сопоставимых с царским дворцом, позволяют предположить, что этот храм был более важным по сравнению с остальными двумя.
В пользу этой версии говорят и обнаруженные украшения из слюды, алебастра, а также различные образцы керамики.
Найденные на втором ярусе вкупе с обсидиановыми клинками фрагменты животных, а также отдельные кости и зубы, принадлежащие людям, являются свидетельством того, что
здесь имели место кровавые человеческие жертвоприношения.
Первый же ярус был соединен с предполагаемой резиденцией жреца, где было найдено несколько жаровен для приготовления пищи и различные инструменты из обсидиана, скорее всего, имевшие ритуальное значение.
На одинаковом расстоянии, но позади главного храма находились еще два святилища. Судя по их небольшим размером и высоте всего лишь в 3—4 метра, они явно имели второстепенное значение. При более подробном изучении стало очевидно, что они украшены гораздо более аскетично. Кроме того, там были обнаружены лишь фрагменты костей различных животных, например оленей. По-видимому, эти храмы использовались преимущественно для принесения в жертву лишь животных и явно не были настолько значимыми, как их сосед.
При дальнейшем изучении руин стало очевидно, что храмы уничтожило не время, а огонь.
Сопоставив результаты углеводородного анализа с имевшимися прежде данными, ученные пришли к выводу, что храмовое подворье пало жертвой экспансии другого племени сапотеков, населявшего ту часть долины, где располагался Монте-Альбан.
Видимо, захват ими местечка Эль-Паленке и явился поводом для сожжением храмового подворья и постройки рядом с царским дворцом нового храмового комплекса. Этим же объясняется и отсутствие идолов непосредственно в храмовом комплексе. Вероятно, они были уничтожены захватчиками древнейшего на юге Мексики поселения-государства.