Борьба с символизирующим алкогольную зависимость «зеленым змеем» уже давно переросла в раздел глобальных проблем, и ее всерьез обсуждают наравне с такими вопросами, как, например, изменение климата и астероидная опасность. Не удивительно, что ученые из разных стран сообща и по одиночке изыскивают способы противостоять этой напасти, зачастую приходя к довольно оригинальным выводам. Например, два года тому назад на примере крыс было выяснено, как ослабить тягу к употреблению спиртных напитков.
Группа же американских ученых, представляющих Университет штата Пенсильвания, вместе со своим коллегой из Брауновского университета несколько лет тому назад получила грант от Национального института по изучению проблем злоупотребления алкоголем и алкоголизма. Потратить деньги они решили по прямому назначению, проведя исследование, задачей которого было
изыскать наиболее эффективную стратегию по искоренению пьянства в рядах студентов младших курсов.
Их исследование было опубликовано в журнале Alcoholism: Clinical and Experimental Research. Тем не менее прийти к выводам, изложенным в статье, ученым удалось далеко не сразу. Изначально они прибегли к теории запланированного поведения (Theory of Planned Behavior), согласно которой
поведение человека не может быть абсолютно добровольным и контролируемым
и зависит от того, как поведенческие, нормативные и контрольные убеждения коррелируют друг с другом.
Начали американские ученые за здравие: напечатали небольшую
брошюру, в которой говорилось об опасности студенческого алкоголизма, приводились яркие примеры этого опасного явления и беспощадная статистика.
Вскоре данный документ был распространен среди родителей студентов, которые согласились участвовать в исследовании. Всего учащихся было 1900, из них 988 девушек и 912 юношей. (Примечательно, что впоследствии ученые избавили свое исследование от половых показателей.)
Исследование же проводилось в три периода: за студентами наблюдали непосредственно до поступления в вуз или колледж, во время начала обучения в оном и по окончании первого семестра. Также учащиеся прошли анонимное анкетирование: по его результатам они были разделены на четыре категории,
среди которых непьющие, выпивающие по выходным, иногда напивающиеся в выходные и любители выпить всегда и везде.
Последние три категории вошли в так называемую группу риска.
В итоге ученым пришлось проанализировать массив данных, содержащий информацию о том, как в четырех упомянутых группах изменилась тенденция к употреблению спиртных напитков в период с окончания школы до завершения первого семестра в новом учебном заведении. Исследователи отмечают, что именно во время первого года обучения студенты наиболее всего подвержены различного рода стрессам, пагубному влиянию сверстников и первым серьезным романтическим переживаниям, средством избавления от которых очень часто становится алкоголь.
Вот что Майкл Кливленд, профессор Университета штата Пенсильвания, а по совместительству и один из руководителей исследования, рассказал «Газете.Ru»: «Стоит помнить, что лучше не допустить чего-то, чем пытаться с этим бороться. Такая же ситуация и со студенческим алкоголизмом. Родителям стоит внимательнее относиться к своим детям и личным примером показывать им, что пытаться обрести спасение от всех проблем в алкоголе тщетно».
Как ни странно,
самой действенной мерой противостояния студенческому алкоголизму оказалось регулярное вмешательство со стороны родителей.
Именно они, согласно результатам исследования, могут повлиять на свое чадо в период адаптации, совпадающий с поступлением в учебное заведение, и помочь преодолеть возникающие во время обучения трудности с алкоголем. Благодаря родительскому воздействию около 600 человек из числа сильно пьющих на постоянной основе и напивающихся во время выходных перешли в категорию выпивающих. Брошюры же оказались действенным инструментом привлечения родительского внимания к проблеме, а как следствие — инструментом, активизирующим то самое вмешательство, без которого юные студенты могут погрузиться в пучину алкогольной зависимости.