Музей науки и технологий в Милане, в котором находится самая большая в мире коллекция моделей, сделанных по эскизам Леонардо да Винчи, заинтересовал бы и самого художника. Это не просто выставка картин (их там и нет) или эскизов. Это ожившие страницы записных книжек Леонардо — так называемого Атлантического кодекса. Он тоже хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке, и с 2009 года его показывают публике — по 50 страниц раз в три месяца. Полутысячелетние листки, написанные витиеватым почерком великого левши (писал он справа налево, так что для расшифровки нужно зеркало), впечатляют. Но модели «из плоти и крови» еще более интересны, тем более, что в феврале нынешнего коллекция увеличилась.
Большинство инженерных проектов Леонардо не были реализованы при его жизни: для части их это было невозможным — они опередили свое время лет на 400, а другие, реалистичные, попросту столкнулись с проблемами финансового характера.
Так, проект восстановления канала, параллельного знаменитой древнеримской Аппиевой дороге, связывавшей столицу империи с югом Италии, был одобрен папой Львом X, но не был реализован из-за смерти папы.
Вообще же на Апеннинском полуострове всегда знали цену инфраструктуре: древнеримские дороги в средние века были дополнены сетью каналов, особенно развитых в Северной Италии.
И тут Леонардо не было равных: он мог предложить «полный пакет» услуг — как эксперт в стратификации почв, геодезии и картографии, как инженер строительных машин.
Глядя на машины Леонардо, понимаешь, почему высокие покровители (в том числе герцог Милана Лодовико Сфорца) нанимали его как инженера — специалиста по мостам, фортификации, военным машинам, машинам для придворных увеселений и т. д. — и только в десятую очередь — как художника.
«Умная» автоматическая землечерпалка благодаря особой форме ковша вынимала породу со дна водоема и аккуратно сливала ее в стоящий рядом резервуар. Масса машин была приспособлена для поднятия тяжестей — здесь Леонардо в совершенстве развил идеи Архимеда о рычаге. Причем предполагалось не только строительство каналов: массу времени и сил Леонардо посвятил планам изменения русла реки Арно, которая протекает через Тоскану прихотливыми рукавами, меняя русло и беспокоя город регулярными наводнениями (последнее значительное произошло в 1966 году и сильно повредило город, несмотря на защитные дамбы). В планах Леонардо еще в XVI веке было пустить поток в паре километров в обход города.
Еще один практический аспект деятельности Леонардо, представленный машинами на выставке, — война. Вопрос непраздный для того времени: север Италии состоял из множества небольших постоянно враждовавших между собой государств, находившихся также под угрозой оккупации Францией и Испанией. В военных целях Леонардо придумал танк — машину в форме гриба, которая вмещала несколько человек и передвигалась на четырех колесах с помощью рычагов, движимых людьми и лошадьми. У «танка» были пушки, отверстия для мушкетов, наблюдательные отверстия. Для быстрого развертывания операций на небольших реках Леонардо предлагал хитрый параболический мост: асимметричная конструкция позволяла ему основательно опираться лишь на одну сторону реки. В менее удачном случае он же помог бы и убежать от противника, после чего сбежавшие отгородились бы водной преградой. Специальное плавучее хранилище, которое предполагалось наполнять камнями и галькой, можно было использовать для быстрого создания бродов.
Модели вполне современных машин — гребного колеса парохода, автоматической пилорамы (работает от силы воды), предтечи коробки передач и даже жуткой шумной машины, забивающей сваи для строительства, — поражают воображение: они выглядят соверешенно так же, как и сегодняшние работающие устройства! Леонардо не хватало лишь механической энергии, чтобы двигать их.
И он это знал. Движение интересовало его: он одним из первых обратил внимание на трение, показав принципиальное отличие качения от скольжения. Думал он и о том, как получить энергию: на выставке есть модель устройства, которое измеряло силу, генерируемую паром при кипении воды.
Не обошел Леонардо вниманием и центральное достижение своего времени — книгопечатание, изобретенное, предположительно, в 1440 году Иоганном Гутенбергом. Конечно, в конце XV века, при жизни Леонардо, книгопечатание пребывало в младенчестве, но, судя по всему, гений осознавал важность изобретения. Среди его проектов автоматизация печатного станка.
Самая романтическая мечта Леонардо, до сих пор не осуществленная человеком, — полет человека — представлена на выставке несколькими потрясающе реалистичными моделями.
Взяв за основу полет утки и ее пропорции, Леонардо посчитал, что, чтобы поднять массу человека в воздух, понадобятся крылья размахом 12 м. Крыло выглядит совершенно живым, жаль только, что человеку никак не хватит птичьей ловкости и развитости грудных мышц для манипуляций таким сокровищем. Другой вариант полета — вращающаяся спиральная поверхность, которую можно потрогать и попытаться запустить в воздух в лаборатории музея. Там представлены модели более крупных размеров, которые можно и нужно трогать. Само собой, для детей это настоящее сокровище, но и взрослые при виде «игрушек» восхищенно вздыхают.
I.lab Leonardo только в феврале этого года пополнилась новыми «живыми» машинами.
То, что нельзя потрогать, можно увидеть. Геодезические и геологические чертежи, зарисовки растений, которым позавидовал бы опытный ботаник, подробнейшие анатомические зарисовки: мозг человека в разрезе и здесь же луковица (они казались подобным), нервная система, мускулы.