Исследование вопроса о рационе питания древних обществ имеет не только теоретическую ценность, но и несет несомненную практическую пользу. Именно благодаря таким исследованиям можно понять, почему в тех или иных обществах сформировались определенные традиции питания, как они модернизировались или будут модернизироваться. Особый интерес в этой связи вызывает Китай, диета большей части населения которого сейчас претерпевает стремительный переход от преимущественно вегетарианской на содержащую большую долю мясных продуктов , что может серьезно повлиять не только на сельское хозяйство этой страны, но и на обеспечение продовольствием всего мира.
«Тем не менее, если мы достаточно хорошо представляем стол китайца в исторические времена, — говорит младший научный сотрудник Центра сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии Института Дальнего Востока РАН Лидия Стеженская, — то о пище людей, населявших территорию Китая в предысторические времена, известно крайне мало».
На основе данных археологии этот пробел в последние годы пытаются восполнить различные научные коллективы. При этом исследуются остатки частиц растений на каменных орудиях труда древнего человека.
Одной из групп, состоящей из ученых Стэнфордского университета, Института археологии Академии общественных наук Китая, музея провинции Шаньси, а также Университета провинции Шаньси, был проведен анализ трех палеолитических артефактов — каменных пестов, найденных при раскопках местности Шицзытань, расположенной в долине среднего течения реки Хуанхэ, на юге провинции Шаньси. Результаты научной работы были опубликованы в PNAS .
Палеолитические орудия труда, подвергшиеся анализу исследователей, были обнаружены в 2000–2005 годах наряду с еще более 1600 каменными артефактами, остатками костей животных и 20 кострищами. Датируются три исследованных каменных песта примерно 23–19,5 тыс. лет до наших дней – временем господства последнего ледникового периода. Климат в районе среднего течения реки Хуанхэ был сухим и холодным. Исследования пыльцы показали, что здесь преобладала степная флора с малым количеством лиственных растений.
Три каменных артефакта, хранящиеся в Музее провинции Шаньси, были подвергнуты трасологическому анализу, а также исследованию остатков крахмала, сохранившихся на пестах.
Ученые выяснили, что в это время часть рациона охотников и собирателей Северного Китая составляли злаки, бобы, а также корнеплоды.
Больше всего частиц крахмала на орудиях труда осталось от пшеницевых (33%), затем следуют клубни диоскореи супротивной, больше известной как китайский ямс (18%), бобы вигны (15%), просовые злаки (13%), а также трихозантес Кириллова, или змеиный огурец (11%).
Несмотря на то что обнаруженные пропорции не позволяют нам точно определить стол охотников и собирателей предысторического Китая, они с большой долей вероятности говорят о достаточно разнообразном питании племен, населявших долину реки Хуанхэ. Высокий процент обнаружения остатков крахмалов злаковых является прямым доказательством того, что люди использовали их в своем пищевом рационе, что вполне согласуется с предположением о господстве здесь в то время природной зоны степи. Остатки крахмала просовых – это древнейшее свидетельство потребления этого подсемейства злаков. Длительное использование этих злаков в качестве пищи в конечном счете привело к их последующей культивации населением Северного Китая, начало которой сейчас относят к 11–9,45 тыс. лет до наших дней. Пшеницевые, как видно из исследования, также были частью диеты древнего населения современного Китая. Тем не менее в отличие от просовых здесь они так и не были доместицированы. «По-видимому, культура возделывания пшеницы пришла в Китай через Индию с Ближнего Востока, где этот злак культивировался еще в десятом тысячелетии до нашей эры», — объясняет Лидия Стеженская.
Бобы были, скорее всего, одними из самых первых растительных продуктов, потреблявшихся древними племенами охотников и собирателей, населявшими Северный Китай.
Интересной находкой являются остатки крахмала китайского ямса и змеиного огурца. Если частицы клубней диоскореи супротивной были обнаружены в Северном Китае на обработанных каменных орудиях, датируемых еще 28-м тысячелетием до наших дней, то трихозантес Кирилова является самым древним обнаружением. И китайский ямс, и змеиный огурец сейчас широко применяются китайцами в качестве продуктов питания. В то время как первый широко возделывается в Китае и потребляется в пищу, применение второго более ограничено: обычно его используют как еду во время голода. Так, в одном из трактатов эпохи Мин, посвященном использованию продуктов питания во время голодных лет, дается такой рецепт приготовления змеиного огурца: очистить корень, нарезать ломтиками и вымачивать в воде четыре-пять дней, при этом не забывая ежедневно менять воду, затем корни измельчить и просеять. Таким образом вы получите муку, из которой можно приготовить лапшу или сделать лепешки. Длительная традиция потребления этих корнеплодов, видимо, способствовала обнаружению у них медицинских свойств. Клубни диоскореи супротивной и трихозантеса Кирилова до сих пор являются средствами китайской народной медицины.