Работа по «установлению личности» найденного в Лестере скелета проводилась по разным направлениям. Доказательством ученые считают «совокупность радиоуглеродного анализа, анализа ДНК и костей и результаты археологических раскопок». Ключевым среди этих исследований ученые назвали анализ ДНК, который показал совпадение с ДНК двух потомков Ричарда III по материнской линии. Одним из этих потомков является гражданин Канады Майкл Ибсен, живущий ныне в Лондоне, где он работает плотником. Оказалось, что его ДНК имеет такие же редкие особенности митохондриальной ДНК, как и скелет Ричарда III.<4>
Ибсен оказался правнучатым племянником старшей сестры Ричарда III в 17-м поколении.
На найденном скелете были обнаружены около 10 травм, предположительно, нанесенных мечами, кинжалами и алебардами, что согласуется с картиной гибели короля: в битве с него слетел шлем, после чего люди Генриха Тюдора расправились с ним, раздели и привязали к лошадиной спине. Также некоторые рубцы, в том числе ножевое ранение в ягодицу, носили признаки унизительных травм, нанесенных после смерти. Но смертельной для короля оказалась одна из двух ран, следы от которых хранит его череп. Одна, вероятно, была нанесена мечом, другая — алебардой.<5>
На позвоночнике предполагаемого Ричарда были обнаружены признаки сколиоза — искривления позвоночника, но не как у шекспировского горбуна (об этом «Газета.Ru» рассказывала в сентябре).
Радиоуглеродный анализ подтвердил, что скелет принадлежит человеку в возрасте около 30 лет, умершему между 1455 и 1540 годами: Ричарду было 32 года, он умер в 1485 году.
Химический анализ костей показал высокое содержание белка.
Ученые предполагают, что это свидетельствует о высоком употреблении «хозяином» скелета морепродуктов, а это, в свою очередь, говорит о его высоком статусе.
Археологи уже объявили о необходимости переписи учебной и научной литературы, касающейся вопроса истории периода правления Ричарда III, последнего короля из рода Плантагенетов, погибшего в битве при Босворте в 1485 году. Эта битва была определяющей в тридцатилетней войне Алой и Белой роз — кровавой борьбе за власть двух ветвей Плантагенетов, Ланкастеров и Йорков, подогреваемой недовольством англичан итогами Столетней войны — войны за французский престол.
Йорки — потомки короля Эдуарда III (который и начал Столетнюю войну), сына английского короля Эдуарда II Плантагенета и Изабеллы Французской, дочери французского короля Филиппа Красивого. Йорки по мужской линии потомки Эдмунда, герцога Йоркского, пятого сына Эдуарда III, а по женской — Лайонела Антверпенского, герцога Кларенса, второго сына этого же короля.
Основателем дома Ланкастеров считается Джон Гонт, также сын Эдуарда III. Но ветвь Ланкастеров в мужском колене пресеклась со смертью в 1471 году Генриха VI.
Будущий король Ричард III, четвертый сын Ричарда Плантагенета, третьего герцога Йоркского, родился в 1452 году, за три года до начала войны Алой и Белой роз, с которой связана вся его биография. В битве при Уэкфилде (1460) погиб его отец, в 1461 году королем стал его брат Эдуард IV, а сам девятилетний Ричард получил титул герцога Глосского. В 1483 году Ричард Глостер стал королем Ричардом III.
Спустя два года, в 1485 году — это год Босвортской битвы и гибели Ричарда III, — положение короля было непрочным, в стране происходили мятежи, молва обвиняла Ричарда в убийстве племянников-принцев (детей Эдуарда) и смерти жены, скончавшейся скоропостижно.
Воспользовавшись трудностями короля, права (очень сомнительные) на английский престол от имени Ланкастеров предъявил Генрих Тюдор, граф Ричмонд: по линии отца он происходил из уэльского рода Тюдоров, а его матерью была внучка внебрачного сына Джона Гонта.
На Боствортском поле в Лестишире сошлись армия английского короля Ричарда III Йорка и войско Генриха Тюдора, набранное при поддержке французов и частью состоявшее из французов же («бретонской сволочи», как писал Шекспир в пьесе «Ричард III»): Генрих жил в эмиграции во Франции. Армия Ричарда потерпела поражение, его охрана была перебита, сам он был сбит с коня и убит на земле.
(«Коня! Коня! Полцарства за коня!» — эту фразу произносит Ричард III в одноименной пьесе Шекспира; правда, и убит он был не в поединке с Генрихом, и перевод фразы не совсем точный, хотя именно он вошел в поговорку; в оригинале же фраза звучит так: «A horse, a horse! My kingdom for a horse! — Коня, коня! Мое царство за коня».)
Обнаженное мертвое тело Ричарда провезли по улицам Лестера и погребли во францисканском монастыре.
Со смертью Ричарда III прекратилась мужская линия династии Плантагенетов, более трех столетий управлявших Англией. Генриха объявили королем на поле боя.
После коронации Генрих VII женился на племяннице Ричарда III, дочери его брата Эдуарда IV, объявив об объединении прежде враждовавших домов.
На протяжении веков местонахождение захоронения Ричарда III было неизвестно.
Исторические хроники говорили, что он был захоронен в церкви Серых монахов в Лестере, в 160 километрах к северу от Лондона. Храм был закрыт и демонтирован после того, как король Генрих VII распустил монастыри в 1538 году, и его расположение было забыто.
Одним из триумфаторов этой истории стала Филиппа Лэнгли, общественный деятель, глава общества Ричарда III: именно она была инициатором поиска захоронения короля и смогла убедить археологов начать раскопки именно в том месте, где в итоге останки Ричарда III и были найдены. «Все думали, что я сошла с ума, — рассказала Филиппа Лэнгли. — Это не самое простое решение — искать короля под автомобильной стоянкой. Дует ветер перемен, который откроет всем глаза на реального Ричарда III».
Поиски могилы Ричарда III начались спустя ровно пятьсот лет со дня смерти знаменитого британского короля. В сентябре «Газета.Ru» рассказывала о том, что в городе Лестере, под асфальтом автостоянки городского совета, найдены следы церкви Грейфрайерс, где, согласно хроникам, было захоронено его тело после того, как он был убит. Археологи Лестерского университета пробрались к хорам церкви, где, согласно хроникам, должна была находиться могила последнего из Плантагенетов. Ими были обнаружены два скелета, но, поскольку один, найденный в алтарной части церкви, был женским, внимание на нем не акцентировали. Второй же скелет принадлежит взрослому мужчине. Он был убит сзади и не был горбуном, как его описал Шекспир. В сентябре на специально созванной пресс-конференции ученые подчеркнули, что они ни в коем случае не утверждают, что это скелет убитого короля. Они сообщают, что скелет со всем уважением и в полном соответствии с законом о захоронениях от 1857 года был эксгумирован и что его дальнейшее изучение, а также проведение тщательного генетического анализа займет около двенадцати недель и только после этого можно будет сказать что-то определенное. Результаты этих исследований и были представлены накануне.
Мэр города Питер Соулсби сообщил, что монарх будет похоронен в соборе во время торжественной панихиды.
Городские власти заявили, что открытие является очень значимым для Лестера, и уже приобрели здание рядом с парковкой для организации музея.
Многие историки утверждают, что Тюдоры намеренно испортили погибшему королю репутацию. Находка, возможно, поможет пролить свет на этот вопрос.