Эдуард Павлович Кругляков родился 22 октября 1934 года в Краснодаре. В 1958 году окончил МФТИ и по приглашению физика Герша Будкера поступил в только что созданный Институт ядерной физики СО РАН. В 1978 году он защитил диссертацию по теме «Удержание плазмы в многопробочном магнитном поле».
Известность ему принесли работы по физике плазмы. Так, в 60-х годах прошлого века он работал над созданием методов диагностики высокотемпературной плазмы — за эти работы он получил госпремию СССР в 1986 году. За труды по ленгмюровской турбулентности в плазме он был удостоен премии РАН имени Арцимовича. До самого последнего времени Кругляков возглавлял кафедру физики плазмы в НГУ, занимаясь, среди прочего, вопросами управляемого термоядерного синтеза.
«Во-первых, Эдуард Павлович был выдающимся физиком, который внес огромный вклад в исследования проблемы термоядерного синтеза и ядерной энергетики вообще. Здесь его заслуги бесспорные, в этой области он один из ведущих физиков во всем мире»,
— поделился с «Газетой.Ru» своими воспоминаниями о коллеге академик РАН, директор Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ Анатолий Михайлович Черепащук.
Однако широкой публике Эдуард Кругляков известен прежде всего как глава комиссии РАН по борьбе с лженаукой. В этом качестве он активно боролся со всеми проявлениями мракобесия, к сожалению, все чаще отравляющими жизнь нашего общества.
«Он был человеком неравнодушным, он не любил ложь, фальшь. Поэтому долгие годы он занимался этим благородным и неблагодарным делом — борьбой с лженаукой. По инициативе Эдуарда Павловича и Виталия Лазаревича Гинзбурга была организована Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН. Эдуард Павлович возглавил эту комиссию, я сам являюсь ее членом.
Эта комиссия как может борется с лженаукой во всех ее проявлениях, причем борется на общественных началах, мы не получаем за это зарплату, и, надо сказать, часто набивает себе шишки – и среди общества, и среди властных структур. Также по инициативе Эдуарда Павловича был организован бюллетень президиума РАН «В защиту науки» (в нем также публиковали и материалы отдела науки «Газеты.Ru». — «Газета.Ru»). Эдуард Павлович был главным редактором этого журнала, я — член редколлегии, мой коллега, сотрудник ГАИШ МГУ Юрий Николаевич Ефремов является заместителем главного редактора. Бюллетень издается раз в полгода, на каждом Общем собрании РАН мы раздаем его членам академии. Кроме того, бюллетень рассылается по университетам и библиотекам. В нем публикуются критические статьи в адрес лжеученых, а также в адрес СМИ, которые часто ради денег пренебрегают нормами этики.
Вы сами знаете, что такое, например, каналы «Рен ТВ» и ТВ3, которые без всякого стеснения рассказывают об абсолютно идиотских полуфантастических бреднях, морочат головы людям, просто чтобы иметь высокий рейтинг и зарабатывать большие деньги на рекламе.
Вот со всем этим Эдуард Павлович боролся героически, как настоящий рыцарь. Благодаря его вкладу эти антинаучные деятели получали отпор. У него вышло несколько книг, в одной из которых – «Ученые с большой дороги» — персонально критикуются люди, пропагандирующие лженауку», — рассказывает Анатолий Черепащук.
Эдуард Павлович Кругляков (а также Анатолий Михайлович Черепащук) были в числе авторов «Письма десяти академиков», в котором вместе со знаменитыми нобелевскими лауреатами — Жоресом Ивановичем Алферовым и Виталием Лазаревичем Гинзбургом — говорили о недопустимости и опасности официальной клерикализации общества.
Но самым известным делом Комиссии по борьбе со лженаукой стала борьба со лжеизобретателем Виктором Петриком, который на основе патентов, полученных в соавторстве с тогдашним спикером Госдумы Борисом Грызловым, пытался получить значительное госфинансирование для внедрения сомнительного качества фильтров по очистке воды.
«Много сил он отдал борьбе с Петриком и «петриковщиной», судился с ним вместе с другими уважаемыми учеными и выиграл этот суд, все претензии Петрика были отсеяны», — отмечает Анатолий Черепащук.
«Дело Петрика», инициированное сообществом научных журналистов и с блеском завершенное комиссией по борьбе со лженаукой, надолго запомнится и научному сообществу и, будем надеяться, «братьям по оружию» Виктора Петрика, отбив у них охоту бороться за государственные деньги с помощью лживых посылов. Сам Эдуард Павлович во время этой непростой истории показал себя не только человеком непреклонной воли, принципиальности и честности, но и человеком очень открытым, в том числе для общения с прессой. Он с охотой шел на диалог со СМИ (в частности, с «Газетой.Ru»), всегда четко и прямо выражал свою позицию и не боялся открыто противостоять оппонентам.
«Я часто встречался с Эдуардом Павловичем, нас много связывало по работе, я могу сказать, что мы дружили. Он был чудесным человеком, жизнерадостным, жизнелюбивым, кристальной чистоты, прекрасным в общении. Для меня известие о его смерти стало шоком, хотя я был готов к этому, я слышал, что он был тяжело болен. Но такое сообщение всегда неожиданно и трагично.
Для науки и для общественности — российской и мировой — это огромная потеря, очень трудно найти будет найти ему замену — и в физике и в общественной деятельности»,
— сказал Анатолий Черепащук.
Будущее комиссии по борьбе со лженаукой РАН теперь должна определить сама академия, но Черепащук смотрит в него с надеждой.
«Я думаю, что комиссия по борьбе с лженаукой будет продолжать работать, у нас уже накоплен большой опыт, Президиум академии решит вопрос о председателе. У нас просто нет выбора: если с лженаукой не бороться, то в стране через 10 лет не останется экспертов, которые отличат науку от лженауки. Будут рушиться мосты, тонуть корабли, падать самолеты, потому что не будет настоящей науки, а будут лишь бизнесмены от науки, которые будут нагло зарабатывать деньги на любых «прожектах», которые не имеют научной основы, но которые выглядят привлекательными. А замену председателю нужно искать среди молодых людей, у нас много сейчас хорошей молодежи в академии, которые искренне преданы науке, болеют за нее. Им нужно поручать эту работу», — заключил он.