###1###— В среду, 10 октября, в Московском планетарии вы будете читать популярную лекцию. Расскажите, пожалуйста, вкратце о ее содержании для читателей «Газеты.Ru».
— Лекция будет посвящена современным проблемам астрономии — темной энергии, темной материи, черным дырам, кротовым норам и планетам вокруг других звезд. Упор будет сделан на то, что на прошлой неделе исполнилось 55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. А именно благодаря запуску спутника астрономы стали выводить телескопы за пределы земной атмосферы, и диапазон электромагнитных волн, в котором они изучают небо, расширился с двух до 1016 раз: от 10–8 см (это рентгеновское излучение) до 108 см — длинноволновое радиоизлучение.
Для большинства видов излучений, идущих из космоса, атмосфера непрозрачна.
Поэтому надежность результатов современных астрономических наблюдений сравнялась с надежностью лабораторных физических экспериментов. Мы открыли новые формы материи, черные дыры, ищем жизнь около других планет и так далее…
— В прошлую пятницу в журнале Science была опубликована статья, где рассказывалось об обнаружении звезды, которая быстрее других обращается вокруг центра нашей Галактики — за 11 с половиной лет. Прокомментируйте, пожалуйста, это открытие («Газета.Ru» рассказывала об этой статье).
— Да, действительно, такая звезда была обнаружена. Это очень важно. Почему? Потому что звезда вращается по эллиптической орбите, а поскольку там близко черная дыра, то метрика там уже не ньютоновская и большая полуось орбиты будет занимать не постоянное положение, а медленно перемещаться. Это релятивистский эффект — поворот большой полуоси эллипса. Потому что в поле эйнштейновского тяготения орбита финитная (то есть когда кинетической энергии тела недостаточно для преодоления гравитационной связи. — «Газета.Ru»), но не замкнутая, в виде «розетки».
Эта «розетка» тем лучше проявляется, чем короче орбитальный период, то есть чем ближе звезда к гравитационному радиусу черной дыры. Раньше была известна звезда с периодом 15,2 года, у которой уже пронаблюдали полный поворот.
У этой звезды период 11,5 года, еще более короткий, поэтому для нее релятивистское смещение периастра можно быстрее пронаблюдать, чем на той звезде.
Звезды с такими короткими орбитальными периодами уже движутся не по кеплеровским эллипсам, а по возмущенным эллипсам; и по скорости поворота линии апсид (линии, которая соединяет периастр и апоастр, самую ближайшую и самую удаленную от центрального тела точки эллиптической орбиты) можно независимо оценить массу черной дыры.
— Что вы думаете по поводу викторины с неоднозначными вопросами и ответами, которую планетарий приготовил к вашей лекции?
— Со мной это не было согласовано. Когда мы отрепетировали лекцию, то поговорили насчет того, что будет показ звездного неба на этот день, то есть как звезды выглядят 10 октября, и будет показан фильм «Путешествие в черную дыру». Это американский фильм, в котором есть несколько огрехов, и я эти огрехи прокомментирую, когда будет идти фильм: в нем не совсем строго все сделано.
Про викторину у меня вообще не было никакой информации. И более того, и вопросы по этой викторине никто со мной не обсуждал.
Вот это мы обсуждали накануне у нас в институте с членами ученого совета планетария. Планетарий старается заработать как можно больше и устраивает пиар-акции, но он уже начинает работать не вполне адекватными методами, не всегда советуется с ученым советом, дарит звезды кому-то, вон машину подарили миллионному посетителю… Это тоже не было согласовано с ученым советом. Происходят явно рыночные акции. Я понимаю, что поскольку планетарий — частное предприятие, то коммерческая деятельность — это их проблемы, а ученый совет должен следить только за тем, чтобы в планетарии не было лженауки. Что же касается коммерции, зарабатывания денег — мы уже в это дело вмешиваться не можем.
Но, когда, например, я выступаю с лекцией, а оказывается, что к моему выступлению приурочена какая-то дурацкая викторина с совершенно дурацкими вопросами, это мне не нравится.
Это все будет обсуждаться. 25 октября состоится заседание ученого совета планетария, и я потребовал, чтобы руководство планетария сделало на этом ученом совете годовой отчет о своей работе и объяснило все эти издержки.
— А как вы прокомментируете факт «дарения звезд», который случился на сцене планетария, там, где вы будете выступать с лекцией?
— «Дарение звезд» звездам кино и эстрады — это безобразие. У нас даже один член совета вышел из него — Владимир Сурдин. Он публично покинул ученый совет в знак протеста. Я считаю, что мы не должны, конечно, сейчас выходить, надо заслушать объяснения руководства планетария, потому что мы только-только начинаем притираться друг к другу. И я надеюсь, что руководство планетария будет прислушиваться к нашему мнению. Если оно так будет делать, то мы останемся и будем совместно работать. Если они будут продолжать проводить такую политику, что для них ученый совет будет просто декоративной вывеской, то мы поставим вопрос более круто. У нас председатель ученого совета — ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий, он «имеет выход» на мэра Москвы Сергея Собянина.
Мы будем жаловаться руководству Москвы на то, что планетарий, как рыночная организация, не принимает во внимание мнения ученых.
Но все это будет ясно после 25-го числа.
Справедливости ради стоит заметить, что по поводу дарения звезд руководство планетария не очень виновато, потому что на дарении присутствовало общество странных людей, которые по своей инициативе выступили с идеей дарения звезд. Это была не инициатива планетария, а инициатива людей, которых они пригласили. Но, с другой стороны, надо следить за тем, кого приглашать. Мы должны с этим делом разобраться.
Подготовили: Николай Подорванюк, Анна Сабурова.+++