В сентябре в Московском планетарии состоялась презентация аудиовизуального шоу. Мероприятие прошло на высшем уровне, а в конце творческая группа преподнесла актерам Вадиму Демчогу и Ивану Охлобыстину подарок:
их именами назвали звезды и торжественно вручили им соответствующие сертификаты.
Все были очень довольны.
Сообщение об этом событии, от которого сильно попахивало элементарным мракобесием, вывесили на сайте планетария, но вскоре сняли. По копиям удаленной новости в кэше поисковых систем и оставшимся на сайте планетария фотографиям с изображением диплома о дарении звезд можно было предположить, что имена звезд России звездам Галактики были присвоены с помощью компании «Росастро». <3>Эта компания составляет свой звездный каталог и предоставляет любому желающему за определенную мзду право назвать звезду либо своим именем, либо именем того, кому он хочет сделать подарок ко дню рождения или в знак любви.
Известный астроном и популяризатор науки Сергей Попов позвонил в компанию «Росастро», где ему подтвердили, что заказ на Охлобыстина был оформлен именно у них.
Собеседница ученого любезно порылась в каталоге и сообщила, что имена присвоены звездам девятой величины: ярче у них нет.
Цены в прайсе, который приводится на сайте «Росастро», кажутся серьезными, но не астрономическими — от 10 тысяч рублей за звезды 11–13-й величины до 60 тысяч за звезду девятой величины и до 100 тысяч за целую галактику.
Человек честолюбивый и успешный, узнав, что его сравнивают со звездой далеко не первой величины, может даже обидеться, но это уже его проблемы. Главное, чтобы он особо не размечтался на тот предмет, что теперь его имя будет запечатлено в космосе на века.
Проблема в том, что оно не будет запечатлено там вообще.
Известный астроном Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга, прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию весьма резко. «В мировой науке сложились правила присвоения имен космическим объектам, — напомнил он. — Эти правила, сформулированные Международным астрономическим союзом, неукоснительно соблюдают все ученые мира. Имена достойных людей присваивают кометам и астероидам, чтобы стимулировать их поиск и не пропустить внезапно появляющиеся. Звездам имена не присваивают, их не дарят и тем более не продают.
Те коммерсанты, кто этим занимается, должны предупреждать своих клиентов, что те покупают милую шутку, мгновение радости, кусочек пиара, но не имя звезды.
Ни в одном астрономическом каталоге, ни на одной карте неба, созданной профессиональными специалистами, этого имени не будет. Понятно, что люди совестливые таким бизнесом не занимаются и такие подарки не делают. Это всё равно что подарить ребенку пустой фантик от конфеты: мгновение радости на его лице вы увидите, а что потом?»
Продажа звездных имен — расширяющийся и очень выгодный бизнес, которому могли бы позавидовать герои О'Генри. Порывшись в интернете, можно с ходу насчитать десятки таких фирм. Вероятно, с юридической точки зрения деятельность таких фирм не попадает под статью «мошенничество», и, как поется в песне, бизнес такого сорта процветал и будет процветать, покуда есть на свете дураки.
Но то, что такие бизнесмены появились в главном планетарии страны, — это не лезет ни в какие ворота.
Того же мнения придерживается и Сурдин. «Мне непонятно, как Московский планетарий может заниматься столь недостойным делом. Официально сообщаю, что выхожу из состава ученого совета Московского планетария, поскольку «дарение звезд» в его стенах дискредитирует науку».