Печать диаметром 15 мм с изображением человеческой фигуры и льва была обнаружена на археологических раскопках в Бейт-Шемеше — городе, упоминаемом в Ветхом завете как место остановки каравана филистимлян, возвращавшего Ковчег Завета в Израиль после кражи. Древний Бейт-Шемеш был расположен между двумя другими библейскими городами — Цорахом и Эштаолом. Согласно Ветхому завету, именно в этой местности родился, вырос и совершал свои знаменитые подвиги, описанные в Книге судей, богатырь Самсон.
Место находки, рисунок и датировка печати не оставляют почти никаких сомнений, что на ней изображен прославленный герой, порвавший руками молодого льва, как мелкого козленка, и убивший тысячу разъяренных филистимлян челюстью мертвого осла.
Сама по себе печать не дает ответа на вопрос о точном времени возникновения легенды и был ли Самсон реальным историческим или все-таки собирательным образом, мифическим героем. Тем не менее найденная в Бейт-Шемеше печать «поможет увязать эту библейскую историю с археологическими данными», уверен один из руководителей раскопок, профессор университета Тель-Авива Шломо Бунимовитц, работающий на факультете археологии и древних цивилизаций Ближнего Востока.
«Если мы правы и на печати действительно изображен человек, повстречавшийся со львом, это свидетельствует о том, что в определенный исторический период легенда о Самсоне действительно имела хождение в области, прилегающей к Бейт-Шемешу. Находка датируется довольно точно», — добавляет Бунимовитц.
Согласно пресс-релизу университета, печать была обнаружена среди прочих артефактов на полу раскопанного дома в слое, датируемом XII веком до н. э.
Легенды о Самсоне складывались именно в это время, известное как «эпоха судей», когда еврейский народ управлялся так называемыми героями-судьями вплоть до воцарения Саула (первого еврейского царя теократо-монархического периода, основавшего объединенное Израильское царство во второй половине XI века до н. э.), а библейский Бейт-Шемеш был пограничным городом, вокруг которого в непосредственной близости друг от друга проживали народы, отношения между которыми в силу культурных, этнических и религиозных различий простотой не отличались: аборигены ханаанеи, пришельцы филистимляне и евреи — представители колен Дана и Иегуды.
Собственно, именно эти пограничные реалии и отображает цикл историй о Самсоне.
Несмотря на то что Самсон происходил из колена Дана, библейский богатырь постоянно наведывался «за границу», всю жизнь, к неудовольствию соотечественников, проявляя повышенный интерес к филистимским женщинам, что в конечном итоге его и погубило.
Пришельцы филистимляне, осевшие в конце II тысячелетия до н. э. в приморской части Палестины, происходили с островов Эгейского бассейна, откуда они в составе воинственных «народов моря» переселились сначала в Египет в район к востоку от дельты Нила, а позднее достигли южных границ Ханаана (к тому времени уже завоеванного еврейскими племенами), где к ним присоединилась другая часть их соплеменников, переселившихся сюда уже непосредственно с острова Крит.
В Палестине воинственные и деятельные филистимляне (часть ученых полагают, что это могли быть индоевропейские племена) образовали мощный культурно-политический анклав, постоянно практикуя набеги и захват аборигенных ханаанейских поселений, одним из которых и был библейский Бейт-Шемеш.
Легенды о Самсоне, собранные в Книге cудей, отображают двойственный характер отношений между евреями и филистимлянами.
В условиях царившей в Древней Палестине чересполосицы враждовавших друг с другом мелких городов и государств союзы с евреями, направленные против ханаанеев, были тактически выгодны филистимлянам, осуществлявшим территориальную экспансию. Выгодны они были и евреям, но только до поры до времени, так как эта экспансия затрагивала и их интересы, ведь в конечном итоге более развитые филистимляне начали доминировать в этом регионе и, согласно Библии, даже сумели на сорок лет «поработить» израильтян.
Именно так — в терминах «дружбы-ненависти» — описывает отношения израильтян с пришельцами-соседями Книга cудей.
Сначала Самсон разрывает молодого льва по дороге на свадебную пирушку с филистимлянами, потом всячески их терроризирует, используя всевозможные подручные средства — лисиц с привязанными факелами, от которых сгорели филистимские поля, челюсть мертвого осла и даже землетрясение, — именно так некоторые ученые трактуют историю про последний подвиг Самсона, обрушившего целый дом на себя и своих врагов.
«Когда вы пересекаете границу, то по другую сторону встречаете не только друзей, но и врагов — вы встречаете льва. Легенды о Самсоне — это история контактов и конфликтов на границе, которая была не только политической, но и культурной», — резюмирует второй руководитель раскопок, доктор Цви Ледерман.
Только теперь под библейскими легендами, повествующими о тех бурных временах, стоит самая настоящая печать — «печать Самсона», изображающая встречу льва с героем.