###1###— В июле в журнале Cell была опубликовано исследование 91 сперматозоида, взятого у одного мужчины, и было установлено, что каждый сперматозоид несет порядка 30 мутаций, отличных от соматической клетки. Знакомы ли вы с этой работой? Как результаты этого исследования можно применять в будущем, чтобы обеспечивать рождение здоровых детей?
— Подобные исследования начались три-четыре года назад. В последнее время от проблем, связанных с качеством спермы, страдают даже молодые люди. Обычно мы можем говорить о норме при наличии половины здоровых сперматозоидов, однако сейчас часто встречаются случаи, когда в сперме содержится лишь 10% здоровых сперматозоидов. Если нездоровый сперматозоид попадает в яйцеклетку женщины, то оплодотворения либо не происходит, либо оно завершается выкидышем.
Причины этого нам известны: в первую очередь это пестициды.
Решить эту проблемы непросто, ведь это касается практически всей продукции сельского хозяйства. Есть попытки решить проблему с помощью биопитания (то есть продукции сельского хозяйства особого экологического стандарта, свободной от пестицидов, нитратов, гормонов роста, красителей, консервантов, ароматизаторов и других химических добавок), но и это не панацея. В том случае, если пара испытывала проблемы с зачатием, врачи в первую очередь искали причину в женском организме. Сейчас мы сразу начинаем исследовать мужчину и качество его спермы.
— В своих интервью вы обращаете внимание на то, что сейчас в среднем каждый год средняя продолжительность возрастает на два месяца. Как вы считаете, это позитивное изменение или нет? Какие это ставит задачи перед медициной?
— Это ни хорошо и ни плохо, это констатация факта. Скажем, сейчас во Франции 15 тысяч жителей, чей возраст превышает 100 лет. Через 40 лет французов старше 100 лет будет насчитываться уже 150 000. Конечно, нам надо думать о том, как по-другому организовать общество, в котором все больше и больше пожилых людей, как поддержать людей в хорошей физической форме как можно дольше. Сейчас люди все позднее выходят на пенсию: во Франции это 65 лет, в Германии — 67.
В 65 лет европеец очень активен. В России, конечно, все несколько по-другому, но общая тенденция увеличения продолжительности жизни все равно существует.
— Означает ли рост средней продолжительности жизни людей на Земле, что они будут рожать детей в более старшем возрасте, чем сейчас?
— Сейчас многие люди женятся, выходят замуж в возрасте старше сорока. И становится все более привычным, когда женщина хочет иметь ребенка в 42—43 года. Но как максимум мы сейчас говорим о возможном фертильном возрасте в 45 лет, иметь ребенка в 60 — это крайне опасно. И никакая даже самая современная медицина тут не поможет.
— Как один из лучших специалист в мире по вопросам деторождения в немолодом возрасте, скажите, насколько справедливо утверждение, что чем старше будущие родители, тем больше вероятность рождения нездорового ребенка?
— Тут можно говорить о возможном вреде для женщины и ребенка. Что касается будущего ребенка, то надо сказать, что мы практически свели опасность на нет: мы проводим подробнейшие исследования, УЗИ, тесты, и, если что-то идет не так, выявляется хромосомная аномалия, мы немедленно проводим оперативное вмешательство. Конечно, после 41 года число таких аномалий плода увеличивается до 10% и с каждым годом также становится все выше. Для женщины после 40 лет основные проблемы с зачатием — это проблемы овуляции и яйцеклеток, но мы проверяем это, проводя подробные анализы. Конечно, у женщин в возрасте часто наблюдаются и другие побочные заболевания, которые могут негативно сказаться и на зачатии и на течении беременности. Это могут быть самые разнообразные возрастные недуги: от миомы (опухоли матки) до повышенного артериального давления.
— Совместно с лауреатом Нобелевской премии Люком Монтанье вы занимаетесь исследованием окислительного стресса (oxidative stress). У человека окислительный стресс является одной из важных составляющих таких болезней, как болезнь Альцгеймера, атеросклероз и диабет, а также является одной из составляющих процесса старения. Расскажите подробнее об этих исследованиях.
— Процесс старения клеток связан с процессами метаболизма в клетках, а окислительный стресс приводит к гибели клеток — они начинают медленно умирать. Чтобы ускорить метаболизм, необходимы антиоксиданты — факт, о котором еще каких-то 10 лет назад ничего не было известно. Представьте, скажем, двух женщин в возрасте 70 лет, одна из них может выглядеть значительно лучше другой. Что лежит в основе этого факта? Процесс старения, который как раз и связан с балансом антиоксидантов. Многие хронические заболевания также связаны с окислительным стрессом — дегенеративные заболевания, диабет, остеохондроз, эстетические проблемы, заболевания сердца. Сейчас нужны подробные и точные исследования о количестве и сбалансированности необходимых антиоксидантов.
Мы начинали с тестирования пяти актиоксидантов, сейчас их уже восемнадцать. Мы разрабатываем методы применения антиоксидантов, и наши исследования уже наглядно показывают, что традиционное лечение совместно с применением антиоксидантов дает лучший эффект, чем без них.
И, конечно, это предупреждение заболеваний: если у вас хороший баланс антиоксидантов, то у вас меньше шансов заболеть.
— Кстати, ваш коллега Люк Монтанье с коллегами в декабре 2010 года выложили на сайте препринтов Arxiv.org статью «DNA waves and water», в которой сообщали об открытии способности молекулы ДНК посылать слабые электромагнитные сигналы, на расстоянии создающие «отпечатки» этой ДНК на воде. По этим «отпечаткам» ферменты могли воспроизводить оригинальную молекулу ДНК. Эти работы получили неоднозначную оценку в научном сообществе. Что вы знаете о текущем состоянии этих работ? Что вы сами думаете об этих работах?
— Все теории могут быть хороши сегодня и плохи завтра и, наоборот, могут не признаваться в наше время и быть восприняты лишь в будущем. Предвестником нынешних работ Люка Монтанье 25 лет назад стал Жак Бенвенист, некоторые опыты которого показали, что в воде есть память. Все тогда сказали, что он сумасшедший.
Монтанье считает, что мы должны вернуться к этим экспериментам и проверить их. Нельзя забывать, что это теория, мы можем говорить, что это фантастика, а можем считать, что это правда: никаких доказательств тут пока нет.
Монтанье считает, что это хорошая теория, многие с ним не согласны. Но, к примеру, сейчас даже некоторые ученые говорят, что есть энергия плохая, а есть хорошая. Причем мы говорим об электромагнитном излучении, об электричестве и о тех предметах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, — например, мобильный телефон. Так, проводились исследования людей, проживающих под линиями высоковольтного напряжения, и оказалось, что у них процент раковых заболеваний на 50% выше, чем у обычных людей. Именно из-за этого воздействия мы встречаемся сейчас с совершенно новыми видами рака, например, с раком лимфы, который 30 лет назад практически не наблюдался.
— Насколько опасным или безвредным является прием гормональных средств? Например, многие женщины в силу различных причин (от боязни негативного влияния на свое здоровье до боязни серьезно прибавить в весе) не употребляют гормональные противозачаточные средства. Правильно ли они делают?
— Гормональное лечение используется, во-первых, как средство предупреждения беременности (контрацептив) и, во-вторых, во время менопаузы. В качестве контрацептивов гормональные средства используются уже более 40 лет, у нас появляются все более легкие и натуральные средства (эстрогены). В Европе и США их используют очень часто, если, конечно, нет противопоказаний, таких как сопутствующие заболевания, раковые заболевания у родственников, курение или высокое артериальное давление. В случае с менопаузой ситуация несколько иная. Тридцать лет назад в Европе применения гормональных средств во время менопаузы считалось чуть ли не панацеей. Однако 15 лет назад началась обратная тенденция: появилось много исследований о вреде подобных средств, и женщины полностью отказались от их применения.
Правда, как это часто бывает, посередине. Я считаю, что тут речь идет о соотношении риска и пользы от гормональной терапии.
Если польза превышает потенциальный небольшой риск, то препарат следует назначить, и, напротив, если предполагаемый риск выше пользы от приема, то стоит отказаться от его применения. Польза приема препаратов и в воздействии на костную систему, и в предупреждении остеохондроза, и в так называемом anti-age-воздействии — внешне женщина, принимающая препараты, выглядит лучше. При современном лечении риски, хотя и небольшие, заключаются прежде всего в сердечных заболеваниях, таких как инсульт, а также в возможности рака груди. Прежде всего проводят специальные исследования крови, маммографию. Конечно, если у вас или у ваших ближайших родственников были подобные заболевания, то врач не будет назначать гормональную терапию. Если же решение положительно, то и тут необходимо соблюдать условия приема средств. Прежде всего препарат назначают в малых дозах — необходимо с помощью анализа установить точные пропорции. Кроме того, используются натуральный эстроген и прогестерон и только совместно. Важен и способ применения этих средств. Сейчас они используются не в виде традиционных таблеток, а в виде кремов и специальных «марок», которые наклеиваются на кожные покровы, то есть гормональная терапия осуществляется через кожу. Еще одно важное условие — то, что гормональная терапия не должна длиться более 10 лет. Конечно, мы должны учитывать, что каждый случай индивидуален, а также и то, что женщина, 15 лет назад закончившая прием препаратов, сейчас может вернуться к нему в новых условиях.
В России, как я заметил, существует множество предрассудков в отношении использования гормональных препаратов.
Когда я впервые приехал в Россию, практически все отказывались от применения гормонов. Женщины, да и сами врачи говорят: нет, гормоны — это вредно, от них можно поправиться и прочее. Нет, это не опасно, если вы не курите, ежегодно посещаете врача и сдаете специальные анализы крови. Сейчас в Москве все больше пациентов обращаются к нам за консультацией по поводу приема гормональных средств, но до сих пор в России врачи часто открещиваются от гормональной терапии без серьезных на то оснований. Надо врачам научиться правильно подходить к этим проблемам. За 5 лет моей практики в России у меня не было ни одного случая, чтобы она кому-то повредила или чтобы пациент был недоволен. Риск существует, но он крайне мал. Есть и еще один важный момент: гормональная терапии требует обязательного контроля врача раз в полгода или год, таким образом можно вовремя заметить и предотвратить или вылечить на ранней стадии такие заболевания, как, например, рак, который мог бы и остаться незамеченным, если бы этого регулярного обследования не проходило.
— Существуют ли какие-то общие рекомендации для того, чтобы быстро зачать здорового ребенка? Как будущим родителям правильно подготовиться к зачатию ребенка? Необходим ли отказ от вредных привычек, если да, то за какое время до предполагаемого зачатия — для будущей мамы и для будущего папы? Каковы ваши рекомендации для беременной женщины? Вредны ли авиаперелеты? Какими последствиями может обернуться употребления алкоголя или курение? Как определить, какие лекарства будущей маме можно принимать? Кто принимает решение об этом — гинеколог, ведущий беременность, или врач соответствующего профиля (лор, уролог и т. п.)? Что вреднее для будущей мамы — выпить бокал вина или поллитровую бутылку кока-колы?
— До зачатия будущим родителям стоит вести более здоровый образ жизни, следить за питанием, уменьшить потребления алкоголя и сигарет. Больше одного бокала вина в день выпивать не стоит, хотя в случае с Россией, может быть, стоит посоветовать и совсем отказаться от спиртного. За три месяца до предполагаемого зачатия и во время беременности стоит применять фолиевую кислоту. Это необходимо, чтобы предотвратить возможные деформации плода, особенно того, что называется «заячьей губой».
Что касается периода беременности, женщине необходимо полностью отказаться от алкоголя и сигарет.
Кока-кола вредна с точки зрения высокого содержания сахара, а также потому, что содержит газ, а значит, соли, которые вредны беременной женщине. Но алкоголь противопоказан категорически. Хочу заметить, что если будущий папа курит в ее присутствии, то это может нанести вред будущему ребенку.
Что касается распространенного заблуждения о вреде авиаперелетов для женщин, то это не соответствует действительности.
Если нет специальных противопоказаний или угрозы выкидыша, летать беременным не вредно. Однако на средних и поздних сроках беременности при перелетах стоит носить специальные компрессионные чулки, чтобы предотвратить варикозное расширение вен. Что касается приема лекарств, особенно антибиотиков, то женщине необходимо проконсультироваться и с лечащим врачом, и c гинекологом. Сейчас существуют специальные линейки лекарств, которые назначают беременной женщине.
— Почему вы начали свою практику в России? Как бы вы оценили развитие здравоохранения в России? Что вы могли бы сказать об уровне развития медицины и медицинской науки в России?
— Я здесь уже 5 лет, всегда очень любил и люблю Россию. Меня можно назвать врачом-путешественником: люблю ездить по разным странам, расширять географию, изучать разные медицинские случаи. Этот своего рода вызов для меня — мне и самому есть чему поучиться, и, я надеюсь, есть возможность изменить взгляды и специалистов, и пациентов в области методов гормональной терапии. В России работают высокопрофессиональные доктора, уровень медицины достаточно высокий, растет число хорошо оборудованных клиник. Однако система здравоохранения несколько чрезмерно закрыта от влияния извне, по многим современным направлениям, разрабатываемым на Западе, в России существуют предубеждения, в том числе и по гормональной терапии. +++