Масштабы таяния ледникового щита Гренландии этим летом необычайно велики: согласно спутниковым данным, опубликованным NASA, по состоянию на 8 июля подтаяли вполне нормальные для этого времени года 40% ледников, однако уже к 12 июля таяние охватило 97%. Данные достаточно надежны, так как они суммируют информацию с нескольких спутников, замеряющих различные показатели и пролетающих над островом в разное время, и все данные вполне хорошо согласуются друг с другом.
Однако означает ли такое таяние «конец света от глобального потепления»? Едва ли.
Повторимся, экспериментальный факт состоит в следующем: по состоянию на середину июля 97% ледникового щита Гренландии подтаяло в той или иной степени, хотя обычно летнее таяние касается лишь около 40% ледяного покрова.
Однако «исследователи пока не установили, повлияет ли это резкое таяние на общий объем растаявших этим летом ледников и вызовет ли оно какое-то особое повышение уровня Мирового океана», говорится в сообщении NASA.
Таким образом, даже учитывая это ускоренное таяние, общий уровень летних потерь ледника может оказаться в пределах нормы.<2>
Ни о каком катастрофическом таянии пока речь не идет: ледник очень толстый, поэтому таяние ледника и обнажение почвы — это абсолютно разные вещи.
Алармистские настроения подняли российские СМИ. «Пойдут сверхцунами, которые уйдут на тысячи километров, затронут всю Россию, от края до края. Но, конечно, не в такой степени как, допустим, Великобританию, которая будет смыта и уничтожена вдребезги, так же как и большая часть Северной Америки», — предрекает эксперт, кандидат географических наук, «академик» Николай Жаврин.
Впрочем, в списке членов РАН такой академик не значится, что, в общем, очевидно: чтобы попытаться избраться в члены-корреспонденты, нужно быть хотя бы профессором, академиков-кандидатов не существует, за очень редким исключением.
Так что авторитетность эксперта вызывает большие сомнения, как и рассуждения о глобальном потеплении «заместителя декана исторического факультета МГУ Алексея Власова». Однако сообщение «Коммерсантъ-FM» стало крайне популярным и было неоднократно процитировано в московских и региональных интернет-СМИ.<3>
С опровержением этой «новости» уже выступил Всемирный фонд дикой природы (WWF). Его представители указывают на очевидную ошибку в переводе, допущенную в новости, и непонимание принципиальной разницы между таянием ледника и подтаиванием его поверхности.
Эксперт «Газеты.Ru», доктор географических наук, заведующий кафедрой геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ профессор Александр Кислов также полагает, что туманному Альбиону, как и США, бояться пока нечего.
«Затопление Британии и Северной Америки в ближайшее время нереально, и ничего катастрофического пока в Гренландии не происходит. Это нормальный процесс: летом ледник тает, зимой накапливается. Точно так же и айсберги всегда отделяются. <4>Ледниковый щит живой: когда на него выпадают осадки, они, очевидно, не до бесконечности накапливаются. Под силой тяжести лед стекает, докатывается до края материка и там отделяется в виде айсберга. Это обычный гидрологический процесс, происходящий сейчас.
Мы знаем примеры катастрофических событий таяния в отдаленные от нас времена.
Последнее такое событие (их называют событиями Дансгора – Эшгера, другое название — Д.--О. события) было около 12 тысяч лет назад. В те далекие времена помимо ледника Гренландии существовало оледенение на материке Северной Америки: ее территория до Великих озер была покрыта Лаврентийским ледниковым щитом. Кроме того, существовал массивный Скандинавский ледник, достигавший шельфа Баренцева моря. 20 тысяч лет назад ритмически происходили выбросы льдов, но когда какой-то из ледниковых щитов терял устойчивость, то слишком большая — необычно большая — масса айсбергов выбрасывалась в океан. Есть четкие геологические следы таких событий, их удается датировать, выяснить, когда и как они произошли. <5>Возможно, что последнее событие такого рода случилось 11 тысяч лет назад, когда произошло кратковременное, но резкое похолодание глобального климата, ударившее по Европе. С тех пор ничего не было и близко похожего в течение 12 тысяч лет.
И сейчас это практически невозможно: такие события не происходят в одночасье, их развитие можно было бы проследить.
Но на данный момент никто не видит механизма, по которому они могут развиваться. Все достаточно стабильно», — пояснил Александр Кислов.