Тикаль, древний город майя, развалины которого с его пирамидами и храмами считаются археологической жемчужиной Гватемалы, оказывается, располагал целой системой водных резервуаров, разветвленной сетью каналов, перемычек, песчаных фильтров для очистки воды и по тем временам самой крупной плотиной Центральной Америки, построенной индейцами майя. Она сохранилась и по сей день, но до сих пор считалось, что это всего лишь дамба, насыпная дорога, соединяющая две части города. То, что это еще и плотина, выяснилось в ходе исследования, проведенного большой группой ученых в рамках проекта Университета Цинциннати. Результаты этого исследования опубликованы в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Команда состояла из специалистов самого разного профиля – от географов и археологов до антропологов и биологов. Ее отличительной особенностью было то, что
это первая группа ученых США, допущенная к исследованиям на территории Гватемалы за последние сорок лет.
Вода – основа жизни каждого человека, однако в тропических условиях Тикаля, когда периоды дождей и мощных наводнений регулярно сменялись длительными засухами, она становилась сокровищем, которое нужно охранять в первую очередь и от которого надо в первую очередь оберегаться. Более полутора тысяч лет назад индейцы майя это хорошо понимали. И поэтому,
располагая всего лишь каменными орудиями труда, они создали уникальную систему сбора и сохранения воды и подчинили этой системе даже архитектуру своего города.
Считается, что в те времена в Тикале было 60–80 тысяч жителей, но, как полагают ученые, эта система могла обеспечивать питьевой водой намного больше людей.
Ее центром была плотина, названная Дворцовой. Сложенная из булыжников, рубленого камня и земли, она представляет собой внушительный восьмидесятиметровый вал десятиметровой высоты, способный напитать резервуары сотней миллионов литров воды. И эти литры собирались буквально по каплям – мощеные или зацементированные плазы города, внутренние дворы и каналы обязательно имели небольшой уклон, заставляя воду стекать в специально вырытые резервуары.
Прежде чем попасть в них, вода проходила сквозь фильтры из кварцевого песка. Любопытно, что в окрестностях Тикаля кварцевого песка нет, его приходилось брать в тридцати километрах от города.
Эта система давала людям не только воду – она делала доступными пищу, топливо, лекарственные травы и прочие предметы первой необходимости. Соответственно, все это способствовало росту населения, а вместе с его ростом усложнялась и сама водная система.
Такая ситуация развивалась примерно с 250 года н. э., когда предположительно была возведена Дворцовая плотина.
В VIII веке Тикаль, управляемый королем Ай-Какао, пережил пору наивысшего расцвета, а в IX веке все кончилось: засухи в этом веке были такими долгими и мощными, что перестала спасать даже плотина.
Как раз тогда люди стали покидать город, и, возможно, одной из причин этого исхода стал дефицит воды.
«Древние майя создали очень умную систему сбора, очистки воды и ее доставки в ежегодно наполняемые резервуары, — говорит глава экспедиции профессор антропологии Вернон Скарборо. – Конечно, из-за технологической примитивности такую систему нельзя применить для борьбы с сегодняшним водным кризисом. Однако и сейчас во многих уголках мира, особенно в тропиках, ощущается недостаток или даже полное отсутствие энергии, необходимой для насосов и фильтров, что существенно ограничивает доступ к питьевой воде. И здесь прошлое, наверное, может кое-что рассказать настоящему – если мы тоже поведем себя умно».