Мумия болотная, коллективная

Археологи раскрыли тайну болотных мумий из Шотландии

Дмитрий Малянов
Мумии бронзового века, найденные в Шотландии, сконструированы из тел различных людей и хранились несколько сот лет непогребенными. Доисторическое погребение в Клад-Халлане продолжает озадачивать археологов.

Озарение, постигшее одного из археологов, изучающих два странных доисторических захоронения II тысячелетия до н.э., известных как «болотные мумии Клад-Халлана», позволило сделать неожиданное научное открытие. Оказалось, что обе эти мумии, мужская и женская, были составлены из останков шести разных людей, живших к тому же в разное время – иногда с интервалом в несколько столетий.

Главная загадка — зачем это было сделано? — пока остается без ответа.

Таинственные скелеты (то, что тела были первоначально мумифицированы, показали дальнейшие анализы) были обнаружены десять лет назад при раскопках доисторического поселения на острове Саут Юйст (Внешние Гебридские острова) — в развалинах домов XI века н. э. на территории археологического памятника Клад-Халлан. Один из них принадлежал мужчине, умершему около 1600 г. до н. э., другой — женщине, умершей около 1300 г. до н. э. (примерно в эпоху XVIII египетской династии и правления Тутанхамона). Оба тела были захоронены в «позе эмбриона», но, как выяснилось, это было сделано, мягко говоря, не сразу.

Изучив скелеты поподробней, археологи пришли к выводу, что тела умерших сначала были помещены на 6-18 месяцев в торфяное болото для консервации, а затем, по всей видимости, хранились как мумии в каком-то помещении непогребенными примерно до 1120 года до н. э.: мумия мужчины оставалась непогребенной почти 600 лет, женщины — почти 200.

Однако на этих странных фактах список тайн «болотных мумий Клад-Халлана» исчерпан не был.

Рассматривая в очередной раз женский скелет, Терри Браун, профессор биомедицинских наук и археологии из Манчестерского университета, обратил внимание Майкла Паркера, своего коллеги из Университета Шеффилда, что челюсть скелета явно не подходит по своим размерам к черепу. Паркер тут же предложил сделать ДНК-анализ сразу нескольких образцов, взятых из разных частей скелетов (обычно в целях сохранения останков для анализ берется один маленький образец тканей).

Расшифровка митохондриальных ДНК, выделенных из челюсти, костей черепной коробки, руки и ноги женского скелета показала, что эти кости принадлежали разным людям, ни один из которых не был родственником по материнской линии, но живших примерно в одно и то же время. В свою очередь, как показал изотопный анализ костей мужского скелета, мужская мумия была также составлена из частей тел, принадлежавших разным людям, но умерших с разницей в несколько сот лет.

По всей видимости, тела людей, части которых были использованы для составления этой композиции, также были подвергнуты начальной консервации в торфяном болоте, так как все кости скелетов отличает удивительно хорошая сохранность.

Учитывая, что мумии хранились непогребенными несколько сот лет, добиться этого можно было, лишь вовремя вынув их из торфа — кислой, обедненной кислородом среды, подходящей для хорошей консервации мягких тканей, но разрушительно действующей на твердые. Так, мумифицированные останки животных и людей, которые находят в торфяных болотах, отличает хорошая сохранность тел, защищенных от разлагающего действия бактерий, при подчас полном отсутствии костей, которые в торфе растворяются.

Составные скелеты из Клад-Халлана демонстрируют отличную сохранность, как если бы это были анатомические муляжи, собранные из лучших деталей.

Хорошая сохранность костей говорит о том, что процедура консервации в торфяном болоте осуществлялась сознательно и регулярно, считают Браун и Паркер, чья статья с описанием открытия будет опубликована в августовском номере Journal of Archaeological Science. Возможно, замены производились, чтобы заменить на более «приличные» отдельные части мумии, со временем приобретавшие ненадлежащий вид. Но с какой целью это делалось — должна ли была мумия символизировать общего племенного предка или некую важную для общины личность, которой поклонялись и не хотели «отпускать», или выполняла какие-то другие ритуально-символические функции — пока остается лишь гадать.

Ясно только, что «личность», которую, возможно, символизировала мумия, следует понимать не в современном смысле слова — как образ конкретного человека, который нужно сохранить в веках максимально точно.

Похоже, что мотивы для изготовления «болотных мумий» были в чем-то схожи с теми, которые практиковали десять тысяч лет назад представители культуры Чинчорро, жившие на тихоокеанском побережье Южной Америки и тоже создававшие многосоставные мумии, в которых помимо человеческих использовались части тел животных и разные материалы, имитирующие человеческие органы, о чем археологи также упоминают в своих интервью для сайта National Geographic.

Но опять же об истинном назначении этих практик судить сейчас сложно, хотя находки, подобные мумиям Чинчорро и «болотным» мумиям Клад-Халлана, постепенно приоткрывают завесу тайны над феноменом «общественно значимой мумификации» — древнейшей и, как мы видим, универсальной человеческой традиции, уходящей в глубь времен и продолжающей оставаться актуальной для некоторых современных и относительно модернизированных культур, например российской.