18 июня состоялась неформальная встреча Дмитрия Ливанова с представителями Общества научных работников (ОНР). Инициатива встречи исходила от самого министра. ОНР объединяет активно работающих российских ученых, которые добиваются установления в российской научной среде тех принципов, на которых строится современная наука в развитых странах. Согласно уставу общества, это «уважение к знаниям, открытая конкурентная среда и академические свободы, это высокий статус и самостоятельность ведущих исследователей, это разнообразные возможности получения финансовой поддержки исследований при прозрачной научной экспертизе, в том числе международной».
Среди членов ОНР, участвовавших во встрече, ряд активно выступающих в СМИ ученых: физики Дмитрий Дьяконов и Евгений Онищенко, биолог Михаил Гельфанд, астроном и член комиссии РАН по борьбе со лженаукой Юрий Ефремов.
«В состоявшемся двухчасовом разговоре, прошедшем в свободной, заинтересованной, конструктивной атмосфере, были затронуты многие острые вопросы российской научной политики в настоящем и будущем, организации научных исследований и социализации их результатов», — говорится в коллективном сообщении ученых-участников встречи.
Физик Дмитрий Дьяконов доволен итогами встречи.
«Да, я остался доволен. Разговор имел не отвлечённый, а предметный характер. Обсуждались конкретные вещи: как формировать совет (комитет) по науке, экспертные советы по направлениям, комитет по инфраструктурным вопросам и регламентам и так далее. Мне понравилось, что наши собеседники из Минобрнауки — Ливанов, Федюкин, Салихов (заместитель министра и начальник департамента МОН — «Газета.Ru») — были всерьёз озабочены тем, как технически избежать конфликта интересов в создаваемых советах.
Мне понравилось, что руководство Минобрнауки, похоже, поворачивается, наконец, лицом к научной общественности, ищет контактов с нами.
Мне известно, например, что замминистра Игорь Федюкин собирается вскоре встретиться с представителями другой общественной организации научных работников — Санкт-Петербургского союза учёных», — сказал Дьяконов «Газете.Ru».
Сам Дмитрий Ливанов – выходец из научной среды.
«Лично мы не были знакомы, но я читал и оценил научные статьи Ливанова; мы в общем-то коллеги: по первой своей профессии он тоже физик-теоретик», — отмечает Дьяконов.
Вопрос о будущем Академии наук, с руководством которой новый министр образования и науки издавна имеет ряд разногласий, напрямую не затрагивался.
«Я думаю, что
Дмитрий Ливанов хочет максимально поддерживать сильных и активно работающих учёных повсюду — и в университетах, и в РАН, и в других местах.
Многие работники РАН, если не большинство, очевидно, хотят того же. Если это считать реформой, то я за такую реформу», — сказал Дмитрий Дьяконов.
Кроме инфраструктурных вопросов ученые обсудили с министром и другие насущные проблемы: будущее программы «мегагрантов», а также федеральных целевых программ «Кадры» и «Научные исследования и разработки», создание в соответствии с международной практикой постоянных позиций профессоров-исследователей с конкурентоспособной оплатой, проведение «быстрых» конкурсов по поддержке активных учёных, публикующихся в журналах, входящих в международные базы данных, по типу «соросовских» грантов начала 90-х годов, необоснованность запредельного различия в доходах администрации и научно-преподавательского состава, а также необходимость достойной оплаты работы аспирантов.
«Руководство МОН подчеркнуло свою заинтересованность в постоянных деловых контактах с активным научным сообществом»,
— заключили участники встречи.