Темпы старения зависят от объема ресурсов, которые тратит организм для регенерации стареющих клеток и тканей. Исследовательской группе из Северо-Западного университета (Иллинойс, США) удалось установить, что объем этих ресурсов, в конечном итоге определяющий и продолжительность жизни, положительно коррелирован с возрастом наших дедов и отцов. Иначе говоря, чем в более позднем возрасте они обзавелись детьми, тем больше вероятность, что это потомство проживет дольше.
Результаты своих исследований группа опубликовала в Proceedings of the National Academy of Sciences.
«Если ваш отец или дедушка сумели произвести потомство в относительно преклонном возрасте, это означает, что среда, в которой живут они, а также их потомки характеризуется меньшими репродуктивными рисками, заставляющими в противном случае заводить потомство как можно раньше, то есть в более раннем возрасте», — поясняет один из ведущих авторов статьи антрополог Дэн Эйзенберг.
По всей видимости, продление репродуктивной функции является следствием адаптации организмов к, во-первых, более комфортной среде обитания, удлиняющей репродуктивное «окно», то есть время, когда организм может передать гены своему потомству, и, во-вторых, к условиям, когда вероятность успеха в поисках подходящего брачного партнера с возрастом не уменьшается, а растет.
В последнем случае большую роль могут играть культурные и экономические факторы.
«Если наши ближайшие предки не спешили обзаводиться семьями, растет вероятность, что и организмам потомков следует готовиться к тому, чтобы поддерживать репродуктивной функцию также долго», — комментирует выводы статьи профессор антропологии Северо-Западного университета Кристофер Кузава.
Генетический механизм такой зависимости был открыт после анализа образцов ДНК, взятых у 1779 филиппинцев разных поколений.
Оказалось, что длина теломер (концевых участков хромосом, играющих защитную функцию) в хромосомах более «поздних» детей, как правило, превосходит длину теломер у более ранних.
Более того, выяснилось, что корреляция «более старый отец — более длинные теломеры» кумулятивна, то есть способна накапливаться в поколениях.
Согласно эпигенетической теории старения (эпигенетика изучает механизмы наследственности, не связанные с последовательностями ДНК) темпы старения коррелированы со скоростью деградации теломер, что и позволяет прогнозировать более высокую продолжительность жизни у более «поздних» детей.
По всей видимости, «откладывая детей» на более поздний срок, пожилые мужчины, сохраняющие хорошее здоровье и репродуктивную способность, передают потомству и более длинные теломеры, что способствует большей продолжительности жизни их потомков и, в свою очередь, также увеличивает их «репродуктивное окно», считают авторы.
«Мы часто представляем адаптацию как процесс, растянутый на сотни поколений. Наше исследование демонстрирует, что адаптация может происходить намного быстрей, то есть в течение всего нескольких поколений. Идея, что адаптивная информация об окружающей среде может передаваться следующему поколению биохимическим путем, не является абсолютно новой. Открытием стало то, что она может передаваться более чем одному поколению вперед», — подчеркивает Эйзенберг.
Авторы отмечают, что их статью нельзя воспринимать как рекомендацию заводить детей в более позднем возрасте.
Как показали предыдущие исследования, чем позднее происходит репродукция, тем больше вероятность передачи потомкам дефектной информации, например, мутаций, чреватых развитием патологий. Тем не менее не стоит сбрасывать со счетов и положительную связь между поздней репродукцией и потенциально более высокой продолжительностью жизни, считают авторы статьи.