«Культура» верит в великанов на Кавказе

На канале «Культура» выходит цикл антинаучных передач

Александра Борисова
На канале «Культура» выходит цикл передач, авторы которого не только успешно излагают антинаучные теории, выдавая их за факты, но и некорректно используют слова ученых, не имея на это разрешения. Так, антрополог Мария Медникова оказалась среди сторонников существования на Кавказе четырехметровых людей-гигантов.

4 мая этого года на канале «Культура» в цикле программ «По следам тайны» вышел фильм «Город великанов», заявленный как документальный. Ранее в этом цикле выходили фильмы о конце света, «случаях наблюдения НЛО» и альтернативных теориях существования Вселенной.

Фильм «Город великанов» повествует о якобы найденных на территории Грузии и Армении останках «целых городищ» людей-великанов ростом в три-четыре метра. В фильме приводятся слова местных крестьян, которые утверждают, что видели эти кости. Авторы фильма признают, что «официальная наука» отрицает существование людей-великанов, однако подает это как некий результат недостаточного интереса. «Грузинские ученые заключили, что гиганты обитали в этих краях 25 тысяч лет назад. Однако российские антропологи пока не ознакомлены с их научными публикациями», — гласит закадровый текст.

На деле этих публикаций не существует, как и доказательств того, что люди-гиганты когда-либо жили на Кавказе.

Однако чтобы создать видимость достоверности информации, авторы фильма используют хорошо известный прием: монтируют закадровый текст нужного им содержания с искусно нарезанными, вырванными из контекста словами эксперта-ученого, который может придерживаться прямо противоположного мнения. В этом фильме таким «экспертом поневоле» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова.

«Никаких доказательств существования четырехметровых людей на Кавказе нет. Я и по телефону говорила авторам фильма, что это фальшивка. Потом они пришли ко мне в институт, установили камеру, и я повторила это снова, дополнительно рассказав о том, что происходит с изменчивостью тела современного человека.

Потом они сказали, что не будут этого записывать, потому что если этих четырехметровых людей найдут, я окажусь в неудобном положении, и я произнесла речь о том, что это типичное мифологическое сознание, которое они записали.

Но эту запись они в фильм не включили, а вместо этого нарезали, смонтировали мой рассказ о пределах изменчивости тела человека. Например, я говорю про высокогорно-адаптивный тип, средняя длина тела которого на 10–15 см выше, чем на равнине, то есть составляет около 180 см. Эти цифры вырезаны из речи, и это выглядит так, будто я поддерживаю существование четырехметровых людей. После многочисленных звонков моих знакомых, увидевших фильм 4 мая на «Культуре», я нашла его в интернете в той версии, в которой он шел по телевидению, и убедилась, что моя позиция в нем искажена с точностью до противоположной», — рассказала Медникова «Газете.Ru».

По ее словам, верования населения Кавказа в великанов можно рассмотреть с научной точки зрения, но это предмет изучения этнографов и психологов, а не антропологов. Однако авторы фильма пошли по более простому пути, создавая «сенсацию».

«Это классический пример мифологического сознания. Я не имею ничего против крестьян, которые выступают в этом фильме, они верят в то, что говорят. Но это предмет для изучения этнографов, психологов. Верования, в том числе в великанов, — это действительно интересный феномен, который нужно исследовать. Почему возникают эти верования? Возможно, у людей есть потребность установить свою связь с предками, аутентичность, самоопределиться. Неудивительно, что это верование возникло на Кавказе. Собственно, об этом я сразу говорила и создателям программы. Многие космогонические представления о происхождении мира связаны с верованиями о предках-гигантах, исполинах, из тела которых возник мир. Я предлагала автору фильма обсудить, с одной стороны, мифологию, а с другой — биологические закономерности, то, что возможно в природе».

Мария Медникова выступила с открытым письмом к каналу «Культура», где указала на искажение ее позиции и потребовала вырезать из фильма фрагменты ее интервью. Руководство телеканала заявило, что эти обвинения и требования несостоятельны, используя, в частности, такую фразу: «А как можно обвинять в заведомой лжи тех почтенных людей, рассказы которых мы записывали в армянских селах, как это делает госпожа Медникова?» Также режиссер цикла фильмов «По следам тайны» Армен Петросян на своей странице «ВКонтакте» опубликовал ответ, содержащий личные оскорбления в адрес Марии Борисовны.

«Я рада, что мое письмо дошло до адресата и он дал ответы на вопросы, которые я задавала. Теперь я понимаю, что господин Петросян, который брал у меня интервью, действительно представляет канал «Культура», и политика канала связана с производством такого рода фильмов. Любая тема имеет право на всестороннее научное и научно-популярное обсуждение, однако в данном случае это было сделано некорректно с искажением моей точки зрения до противоположной. Кроме того, я не давала ни письменного, ни устного разрешения на воспроизводство этого материала и теперь прошу из фильма удалить куски с моим участием», — сказала Медникова.

Фильм «Город великанов» — лишь один из череды десятков или сотен антинаучных фильмов, демонстрирующихся на ТВ.

И многие из них включают недобросовестно использованные комментарии экспертов-ученых, причем подлог никак не карается руководством каналов, а ученые по понятным причинам не готовы отстаивать свои требования в суде. Таким образом, учитывая курс телепрограмм на нездоровые псевдонаучные сенсации, отсутствие внятных механизмов регулирования взаимоотношений «ученый — тележурналист» является общей проблемой.

«Существует проблема взаимоотношения науки и СМИ, — сетует Мария Медникова. — Мне кажется, что роль научного журналиста — самая ответственная и профессиональная во всей журналистике, потому что он выступает медиатором между иногда специализированной научной средой и общественностью. Это очень непростая работа. В качестве примера я могу привести в пример Энн Гиббонс, которая пишет для Science про антропологию. Кроме филологического образования она получила магистерскую степень антрополога, чтобы быть научным журналистом. Я не призываю всех научных журналистов идти по ее пути, но это показывает, насколько трудно бывает вникнуть в проблематику науки и как высок уровень топ-журналистики в этой области. Гораздо проще не углубляться в сложную тематику, а скатиться до сенсационности, однако о познавательности, научно-популярности в таких случаях речь идти не может. Другое дело, что запретить это нельзя, потому что это имеет спрос, однако в таком случае вещи нужно называть своими именами: «сенсационная» продукция не имеет никакого отношения к науке.

Мне кажется, что нужно придумать некий свод правил, по которым ученые будут общаться с журналистами. Пока этого нет, я полагаю, ученые продолжат общаться лишь с теми журналистами, кого они знают, в ком уверены.

В данном случае «обманкой» для меня стал логотип канала «Культура», и это мое самое большое разочарование. Для каналов типа ТВ3 я бы не стала записываться и не имела бы никаких претензий – они зарабатывают на подобных сенсациях хлеб. Но со стороны «Культуры» это совершенно неожиданно, тем более в свете того, что я однозначно высказала свою позицию о «четырехметровых гигантах», и мои слова были использованы без моего разрешения».

Кроме цикла «По следам тайны» на канале «Культура» выходит еще один цикл программ, грешащий подменой научных данных легендами, — «Искатели». Они, в частности, предполагали нахождение чаши Грааля и несметных сокровищ тамплиеров (правда, ни внятных доказательств, ни самих сокровищ по понятным причинам найти не удалось), а буквально вчера в этой рубрике вышел фильм, говорящий о существовании на Ямале подземной цивилизации карликов.