Все больше женщин в странах с относительно высокими доходами на душу населения и относительно развитой системой здравоохранения не понимают возможных последствий своего решения отложить беременность и считают, что существующие «вспомогательные технологии» в состоянии обратить вспять возрастные изменения репродуктивной функции, отмечают авторы аналитического доклада, работающие в Йельском университете, результаты которого публикует журнал Fertility and Sterility.
«Уровень неграмотности женщин в отношении этого вопроса вызывает все большую тревогу, как и непонимание, какие конкретные шаги должна предпринять женщина, решившая рожать поздно»,
— отмечает один из авторов статьи доктор Паскуале Патрицио, профессор факультета акушерства и гинекологии Йельской школы медицины, а также директор Йельского центра по изучению рождаемости.
Доклад доктора Патрицио и его коллег основан на опыте общения с пациентками — женщинами старше 40 лет, которые обращаются в Центр в полной уверенности, что медицина поможет им забеременеть, и очень расстраиваются, узнав, что в лучшем случае сделать это очень-очень сложно, а в худшем — что поезд уже ушел и детей они родить не могут.
«В нашей клинической практике подобных случаев — возмущенных пациенток, которые не в состоянии завести своего ребенка после 43 лет, — очень много и становится еще больше, и мы обязаны доложить об этом. На плохие новости они регаируют обычно так:
«Что значит не могу? Я молода, здорова, в отличной физической форме, и не могу родить ребенка?!»,
— жалуется на несостоявшихся мамаш доктор Патрицио.
Здоровые молодые женщины не спешат заводить детей по многим причинам — из-за необходимости делать карьеру, финансовой нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне или из-за отсутствия постоянного партнера. Они осведомлены, что у репродуктивной функции есть возрастной предел, но вся серьезность ситуации осознается лишь в момент получения на руки диагноза «бесплодна», когда женщина наконец-то сподобилась завести ребенка, отмечают врачи.
«Продвинутая» косметика, занятия фитнесом, диета, синдром «вечной молодости», а также культовые стереотипы красоты, распространяемые рекламой и СМИ, позволяют современным женщинам выглядеть в 45 лет как в 35.
Но это очень обманчивая и опасная иллюзия, так как репродуктивная возрастная планка находится как раз посередине этого «сэкономленного» промежутка.
Играет свою роль и растущая популярность так называемых вспомогательных репродуктивных технологий, вселяющих мысль, что беременностью можно манипулировать в любом возрасте, постоянно подкрепляемую светской хроникой жизни знаменитостей, которые только и делают, что рожают детей в довольно зрелом возрасте, «получив от жизни все».
Обратимся к статистике.
Согласно данным Общества по развитию вспомогательных репродуктивных технологий (SART), за период с 2003-го по 2009-й число операций по экстракорпоральному оплодотворению (во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно «в пробирке», полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора 2—5 дней, после чего переносят в полость матки) выросло в общей сложности на 9%.
За тот же период число ЭКО-процедур у участием женщин старше 41 года выросло на 41%, то есть данная возрастная группа является одним из основных потребителей этой технологии, которая, заметим, совсем не гарантирует беременности.
«Даже несмотря на то, что число женщин, обратившихся к ЭКО, сильно выросло за указанный период, доля операций по искусственному оплодотворению, закончившихся беременностью и рождением ребенка, остается неизменной — 9%. Также не стоит забывать, что чем старше забеременевшая женщина, тем выше риск прерывания беременности, родовых травм и прочих осложнений», — подчеркивают авторы.
Авторы доклада призывают бороться с невежеством и переоценкой роли дополнительных репродуктивных технологий, вводящей в заблуждение современных девушек.
<5>«Мы, как врачи, должны заниматься медицинским просвещением женщин более агрессивно. Женщины должны получать объективную информацию о рисках отложенной беременности и крайне ограниченных возможностях медицины в отношении тех, кто решил завести ребенка после 41 года», — считает доктор Патрицио.
Но если, несмотря на все перечисленные риски, молодая женщина все же не хочет заводить ребенка в возрасте, наиболее благоприятном для репродукции, следует, не откладывая, прямо сейчас серьезно задуматься о своем будущем материнстве.
Пока наилучшей технологией для женщин, которые решили отложить беременность, но хотят «когда-нибудь» передать потомству свои гены, остается технология замороженной яйцеклетки.
Альтернативный вариант — донорская яйцеклетка — обеспечивает пока наилучшие результаты при искусственной беременности, но о своих генах, перешедших ребенку по наследству, женщине следует в этом случае забыть, хотя все радости материнства — вынашивание ребенка и роды — она, возможно, испытает.
«Необходимо ясно и доходчиво объяснять женщинам, не спешащим забеременеть, что возрастные изменения в аппарате репродуктивной функции необратимы и природу не обманешь. И, что более важно, риск будущего бесплодия можно и нужно предотвратить уже сейчас — существуют проверенные и доступные технологии, которые не должны рассматриваться как «экспериментальные». Врачи и специалисты уже сейчас должны начать профессиональное обсуждение означенной нами проблемы. Также они должны честно доносить это знание до населения и быть уверенными, что молодые женщины в полной мере осведомлены о реальных возможностях современной медицины», резюмируют авторы.