«Знак Ионы» из «могилы Иисуса»

Найдено первое археологическое доказательство существования христианства в древней Иудее

Григорий Колпаков
Найдено первое археологическое доказательство существования христианства в древней Иудее времен Иисуса Христа.

Исследовав в Иерусалиме с помощью робокамеры невскрытую гробницу I века нашей эры, археологи из Университета штата Северная Каролина обнаружили там несколько оссуариев (то есть сосудов для захоронения костей, или костниц). Надписи на них были сделаны на редкой разновидности греческого алфавита, на некоторых были выгравированы иконографические изображения, однозначно воспринятые учеными как христианские.

На одном из оссуариев есть надпись в четыре строки, где Бога просят, чтобы он оживил кого-то, чтобы тот «восстал», и сопровождается эта надпись схематическим изображением большой рыбы, держащей во рту человека.

Это изображение археологи считают иллюстрацией библейской притчи об Ионе.

Иона, сын Амафии (Амитая), — библейский пророк, относящийся к так называемым «малым пророкам», автор Книги пророка Ионы. По преданию. он был отроком, которого в море поглотила большая рыба. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег. В ранних евангелических текстах «знак Ионы» интерпретировался как символ воскрешения Христа. <3>На древнеримских надгробиях времен раннего христианства изображения Ионы встречаются довольно часто: это был тогда довольно распространенный символ надежды на воскрешение усопшего. Однако в Иудее первого века изображение Ионы практически никогда не встречается, поскольку иудаизм запрещал изображать людей и животных.

Поэтому находка крайне удивила ученых.

«Если бы кто-нибудь сказал мне раньше, что в еврейской могиле тех времен обнаружены слова о воскрешении или изображение Ионы, я бы ответил, что это невозможно, — утверждает профессор Джеймс Тэйбор, руководитель исследований. — Когда мы сами обнаружили это, нас охватило экстатическое недоверие, но доказательства были перед нашими глазами. Нам пришлось пересмотреть свои прежние выводы».

Склеп датируется серединой I века, до 70-го года, когда Иерусалим был разрушен римлянами. <4>Примечательно, что он находится в полусотне метров от знаменитой и весьма спорной могилы, обнаруженной в 1980-м году в нескольких метрах под землей при строительстве кондоминиума на улице Дон Грунер в иерусалимском районе Восточный Талпиот. На одном из оссуариев, найденных в той могиле, вырезана очень плохо сохранившаяся надпись, которую некоторые исследователи склонны расшифровывать как «Иисус, сын Иосифа».

Усыпальницу, о которой идет речь, обнаружила та же строительная компания, но годом позже.

Археологи тоже вскрыли ее, вошли внутрь, сделали несколько фотографий, изъяли один оссуарий и одну урну, но потом были изгнаны оттуда ортодоксальными религиозными группами, возражающими против вскрытия еврейских захоронений; сама же усыпальница была вновь зарыта.

Именно близость усыпальницы к «могиле Иисуса» и побудила ученых вновь заняться ее исследованием. Они считают, что оба захоронения находились в одном поместье, скорее всего принадлежавшем богатому семейству.

Повторное вскрытие оказалось невозможным, причем не только из религиозных соображений, но также из-за того, что усыпальница находится теперь под жилым домом.

Тем не менее ученые, получив недавно разрешение Израильского департамента древностей, сумели проникнуть туда «минимально инвазивным способом», запустив внутрь робота с камерой.