О планах США сократить свое участие в совместном с Европейским космическим агентством (ESA) проекте исследования Марса ExoMars сообщалось еще около года назад. Тогда Национальный совет США по исследованиям обнародовал доклад, в котором говорилось, что с американской стороны в бюджет проекта заложено слишком много денег (суммарно 3,5 млрд долларов) и что эту сумму надо уменьшить на 1 млрд. Теперь предполагается, что США вообще выйдет из этого проекта. Такие данные приводятся в блоге авторитетного журнала Science ScienceInsider. По данным блога, официальное заявление об этом последует от президента США Барака Обамы на следующей неделе.
Обама внесет предложение о сокращении финансирования программы NASA по изучению планет на $300 млн.
Если оно будет принято конгрессом, это сокращение бюджета планетной науки существенно ограничит возможность NASA участвовать в марсианских проектах с ESA. Эта информация приводится со ссылкой на бывшего заместителя директора NASA Эда Вайлера, который объясняет свой выход в отставку прошлой осенью именно противодействием финансовых структур Белого дома проекту ExoMars.
«Программа изучения Марса была одной из «королевский регалий» NASA. Абсурдно выделять именно ее для непропорционального урезания бюджета», — заявил он.
История началась еще в 2008 году, когда NASA и ESA договорились о разделении затрат на создание аппарата Trace Gas Orbiter, который планировали отправить к Марсу в 2016 году. За ним должны были последовать европейский и американских марсоходы (в 2018 году). Хотя официального подтверждения выхода NASA из проекта еще нет,
официальные лица ESA заявили, что ведут переговоры с российским Роскосмосом о совместной разработке миссии безо всякого участия NASA.
В одиночку ESA трудно справиться со слишком дорогостоящим проектом.
Вайлер считает, что выход из программы ExoMars будет для NASA очень болезненным: в прошлом году двум агентствам и так пришлось пересмотреть первоначальные планы финансирования, чтобы «втиснуться» в бюджет Обамы на 2012 год. Сам Вайлер и тогдашний директор ESA Дэвид Саутвуд договорились послать в 2018 году один совместный марсоход вместо двух. «До этого каждый раз, когда нам давали новый урезанный бюджет, мы находили пути существования в его рамках», — отметил Вайлер. Прошлым летом выяснилось, что
текущий бюджет планетных программ ($1,5 млрд) урежут по плану президента до $1,2 млрд в 2013 году и до $1 млрд к 2017 году.
Учитывая возросшую стоимость масштабного телескопа «Джеймс Уэбб» (будущего преемника «Хаббла»), для сокращения была выбрана программа ExoMars. «После пяти успешных марсианских миссий эта новость стала для меня ударом», — заявил Вайлер. Вскоре после этого он покинул NASA.
Вайлер сетует на низкий уровень принимающих решение чиновников: «Мне пришлось иметь дело с людьми, которые были на три-четыре порядка ниже моего уровня и вообще не имели технического образования. Тогда я отправил письмо Чарли (Болдену, директору NASA) и попытался объяснить, что дело не в Эде Вайлере, не в управлении научными миссиями, не в NASA. Дело в стране: мы единственная страна в мире, показавшая, что мы можем успешно доставить на марсианскую поверхность любой аппарат. Как же можно допустить потерю этого?» — переживает Вайлер.
Так или иначе, теперь шанс поучаствовать в миссии ExoMars появился у России. Возможные изменения в нее будут вносить по результатам переговоров уже ESA и Роскосмос.