В четверг «Газета.Ru» сообщила о десяти самых головоломных детских вопросах, которые, по проведенному исследованию, ставят в тупик британских родителей. По мнению отдела науки «Газеты.Ru», ответ на такой вопрос надо искать вместе с ребенком — в справочниках, энциклопедиях, интернете, — тем самым приучая его к извечной истине: «Надо не столько знать информацию, сколько знать, где ее искать». Но даже если вы и знаете ответ, он часто бывает слишком сложен для объяснения, и в этом самая главная проблема. Когда-то Эйнштейн сказал, что любую физическую теорию, даже самую сложную, можно объяснить шестилетнему ребенку. К сожалению, мир не состоит из одних эйнштейнов, поэтому мы постарались разобраться в том, как преподать ребенку ответы на эти десять вопросов.
Почему Луна иногда показывается днем?
Ответ, на самом деле, несложен. Земля вращается вокруг Солнца, Луна – вокруг Земли, и потому ее траектория «гуляет» по небосводу: каждый день она сдвигается на угол примерно в 13 градусов. В результате бывают времена, когда Луна проходит над нами днем, причем Солнце освещает ее настолько, что она остается различимой и при дневном свете.
Никогда не отвечайте, что Луна просто перепутала и забыла уйти, иначе вас могут заподозрить в слабоумии или лживости.
Попытайтесь ответить по возможности близко к правде, не вдаваясь в детали, в которых вы и сами, возможно, не разбираетесь. Например, можно ответить: это происходит потому, что солнце уже взошло, а Луна уйти еще не успела.
Почему небо синее?
Ответ несколько более сложен и сводится к тому, что солнечный свет, попадая в атмосферу, начинает рассеиваться на ее молекулах и молекулах аэрозолей. Коротковолновая часть видимого спектра рассеивается намного сильнее, поэтому небо окрашивается в голубой цвет.
Здесь все зависит от ребенка, который спрашивает. Если он привык вас слушаться и не слишком ехиден, а вы хорошо подкованы в вопросах видимого спектра, то можно сразу начать с закона рассеяния Релея с его четвертыми степенями, подробно рассказывать про разные длины волн и про то, как они рассеиваются на молекулах, словом, забросать его совершенно необязательной информацией и тянуть этот рассказ, пока ребенок не заснет или не убежит по делам.
Если же ребенок не склонен вас идеализировать, надо отвечать просто: «Все дело в ма-аленьких пылинках. Их в небе много, и они не любят пропускать свет.
Синие частички света они не любят больше всего и задерживают чаще, чем другие. Синие частички накапливаются около этих пылинок и окрашивают небо в свой цвет».
Встретим ли мы когда-нибудь инопланетян?
После недавних исследований люди теперь точно знают, что планеты в нашей Галактике есть чуть ли не у каждой звезды. Значит, по теории вероятностей, братьев по разуму у нас может быть очень много, вот только добраться друг до друга мы, скорее всего, не сможем из-за умопомрачительных расстояний и светового порога скорости.
То есть, с одной стороны, инопланетяне есть, а с другой, встреча с ними очень проблематична.
Здесь все зависит от ваших собственных предпочтений. Если вы не верите в летающие тарелки и приблизительно знаете, на сколько километров тянется световой год, ваш ответ должен быть кратким: «Нет!» Если же вы в них верите и вам наплевать на световой год, ответ будет еще короче: «Да!» Третьего ответа просто не существует.
Сколько весит наша планета?
Для справки: масса Земли составляет 5,9742х1024 кг, то есть примерно шесть триллионов триллионов килограммов, но знать об этом не обязательно ни вам, ни вашему чаду, если оно на этой неделе не собирается стать великим физиком.
Ответ должен быть запоминающимся: «Примерно миллион миллионов миллионов миллионов килограммов».
Если вы по незнанию еще парочку-тройку раз повторите слово «миллион», хуже не станет — вряд ли когда-нибудь вас уличат в ошибке. Здесь вы с большой вероятностью можете ожидать встречного вопроса: «А что такое миллион?» Вы немедленно и совершенно правдиво отвечаете: «Это тысяча тысяч». Если после этого вас спросят о том, что такое тысяча, ответ должен быть составлен по прежней схеме, но если ребенку исполнилось 15 лет, вместо ответа следует посмотреть на него с укоризной и глубоко вздохнуть.
Почему самолеты висят в воздухе?
Крыло самолета устроено так, что площадь его нижней поверхности меньше площади верхней, поэтому скоростной воздушный поток, обтекая крыло, давит на него снизу больше, чем сверху, создавая подъемную силу. Кроме того, важен угол атаки (угол между направлением скорости набегающего на тело потока воздуха и характерным продольным направлением): на крыло планера или самолета, идущего вверх, встречный поток набегает снизу и, по сути, поддерживает крыло, не давая ему упасть.
Если вы смыслите в аэродинамике, выкручивайтесь сами, если же нет, «соврите» правду: «Он не висит, а быстро движется, и воздух не дает ему падать».
Можно ответить и так: «У самолета форма крыла такая, что, когда он летит, воздух давит на него снизу сильнее, чем сверху». Здесь, правда, есть риск встречного вопроса: «А какая у него форма крыла?» Если вы не знаете этого, первый вариант ответа предпочтительнее.
Почему вода мокрая?
Из всего списка это, наверное, самый сложный для прямого ответа вопрос, потому что ребенок интересуется таким свойством воды, как ее смачиваемость – способность «прилипать» ко многим поверхностям и пропитывать их, если у них есть поры. Это свойство имеет довольно сложное химическое объяснение, основанное на наличии в молекулах воды атомов кислорода и, упрощенно говоря, стремлением этих молекул образовывать дополнительные водородные связи с «чужими» атомами кислорода.
Мы рекомендуем в данном случае опять «соврать правду», ответив, что вода мокрая потому, что она жидкая, то есть не имеет собственной формы и принимает форму той поверхности, на которую она попала.
Как делить в столбик?
Если калькуляторы не совсем отшибли у вас школьные воспоминания об этом древнем, но эффективном вычислительном методе, берите бумагу и карандаш, а потом показывайте ребенку, как это делается. При этом хорошо бы упомянуть об основном принципе деления в столбик, согласно которому сначала вычисляется очень приблизительный результат, а потом с каждым шагом, с каждой строчкой столбика, он уточняется все больше и больше. Если с делением в столбик у вас проблемы, садитесь с ребенком к компьютеру и ищите любым поисковиком ответ на этот вопрос.
Куда зимой деваются пчелы и птицы?
Как известно, перелетные птицы улетают на юг, а пчелы зимуют, собравшись в плотные клубки и сохраняя таким образом необходимое для жизни тепло. О перелетных птицах знают многие, поэтому, скорее всего, они попали в десятку самых трудных вопросов за компанию с пчелами. Человек, знающий о зимовке пчел, с ответом не затруднится, сможет сделать его увлекательным и по-детски страшным. Человек, не знающий этого, может отделаться сообщением о том, что пчелки засыпают на зиму, как медведи.
Откуда берется радуга?
Из школьного курса физики каждому должно быть приблизительно известно, что радуга есть следствие преломления солнечных лучей в воздухе, насыщенном мелкими капельками влаги. Главная трудность ответа на этот вопрос состоит в том, что тут вы должны бы объяснить ребенку законы преломления света и зависимость преломления от длины световой волны. Здесь можно «поплыть», даже если вы в этих законах разбираетесь, поэтому наш вам совет — избегайте разговора о преломлении. Ведите себя как та капелька влаги — отклоняйтесь от темы тем сильнее, чем энергичнее будет вести себя ваш солнечный лучик, ваш родной «фотончик». Отвлеките его от темы разговорами, например, о том, что радуга бывает не только от солнца и дождя, но и от дворника, поливающего цветы из шланга.
Почему на Земле существуют разные часовые пояса?
Не совсем понятно, почему этот вопрос попал в десятку самых трудных, ведь он из вопросов цикла «Кто написал полонез Огинского?». С легким, но видимым раздражением отвечайте, что Земля круглая, и когда у нас полночь, то в Америке полдень, поэтому временные зоны введены для того, чтобы утро везде начиналось с восходом солнца. На наш взгляд, эту тему нежелательно развивать, рассказывая ребенку, что иногда количество временных зон имеет тенденцию сокращаться, но что это не навсегда — он может засыпать вас потоком встречных вопросов, на которые вам, возможно, не захочется отвечать.
В заключение мы хотели бы предложить «бонусный» вопрос, который не попал в десятку труднейших, видимо, только из-за недостаточной британской статистики. Как показывает практика, детей часто интересует следующее:
Почему шуршат кульки?
Наука на этот вопрос предпочитает подробно не отвечать — видимо, потому что «шуршание» есть термин ненаучный, приблизительный и объединяющий в себе такие разные звуки, как шуршание листьев, ткани, песка, шум в ушах, в автомобильном моторе и пр.
Есть, правда, такое же невнятное объяснение, что шуршание пластика объясняется его высокой жесткостью на изгиб.
Ни в коем случае не отвечайте ребенку в подобном заумном стиле. Скажите ему, что шуршание — это тихая разновидность треска, что пластик пакета подобен венику, состоящему из соломинок, с той разницей, что соломинки пластика намного тоньше и их намного больше. Скажите ему, что если сломать пучок соломинок, то раздастся треск, а если смять пластик, то его соломинки тоже сломаются, но из-за своей тонкости вместо треска издадут шорох. Это объяснение очень мало отличается от правды, и его единственный минус в том, что назавтра вам придется покупать новый веник взамен сломанного.