Спустя несколько часов после объявления имен лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине 2011 года стало известно, что один из них, Ральф Штайнман, скончался за три дня до этого.
«Штайнман умер 30 сентября, ему было 68 лет. Четыре года назад у него был диагностирован рак поджелудочной железы, его жизнь продлила иммунотерапия на дендритных клетках, созданная им самим», — говорится в сообщении на сайте Рокфеллеровского университета.
«Рокфеллерский университет очень рад, что Нобелевский комитет признал заслуги плодотворной работы Ральфа Штайнмана в изучении иммунного ответа, — цитирует сайт президента университета Марка Тессье-Лавиня. — Но это радость со слезами, потому что сегодня же утром семья Ральфа сообщила нам, что он умер несколько дней назад после долгой борьбы с раком. Душой мы сейчас с женой Ральфа, его детьми и семьей. Его исследования заложили основу для многочисленных открытий в такой жизненно важной области знания, как иммунология, и привели к новым подходам в лечении рака, инфекционных заболеваний и расстройств иммунной системы».
«Мы все очень тронуты тем, что многолетние труды нашего отца были отмечены Нобелевской премией. Он посвятил свою жизнь работе и семье», — сказала дочь покойного лауреата Алексис Штайнман, слова которой также приводит сайт университета.
Между тем устав Нобелевской премии гласит, что «премия не может быть присуждена совместно более чем трем лицам», а также «премия может быть присуждена посмертно только в том случае, если претендент был жив в момент объявления о присуждении ему премии (обычно в октябре), но умер до 10 декабря текущего года».
Раз смерть Штайнмана произошла 30 сентября, то он не мог стать лауреатом премии, оглашенной 3 октября.
Генеральный секретарь Нобелевского комитета Горан Ханссон назвал произошедшее «уникальной ситуацией, потому что он умер за несколько часов до принятия решения о присуждении премии». Ханссон сообщил шведскому информационному агентству ТТ, что комитет сейчас обсуждает, как быть с денежной премией в контексте правил, запрещающих посмертное награждение. При этом комитет не собирается пересматривать лауреата.
«С глубоким прискорбием и сожалением Нобелевский комитет встретил весть о том, что профессор Ральф Штайнман, один из трех лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине этого года, умер 30 сентября. Это сообщение пришло к нам от президента Рокфеллерского университета, где работал профессор Штайнман, в 14.30 по среднеевропейскому времени (16.30 мск, — «Газета.Ru») в понедельник, 3 октября 2011 года, после принятия решения и оглашения результатов присуждения премии по физиологии и медицине. Душой мы с семьей Ральфа Штайнмана и его коллегами», — говорится в сообщении на сайте Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Если бы Нобелевский комитет все же решил присудить премию покойного Штайнмана кому-то из ныне здравствующих ученых, сделавших выдающееся открытие, то первым кандидатом на это был бы защитившийся в России и ныне работающий в США уроженец Ташкента Руслан Меджитов.
«Удивительно, что не дали премию Руслану Меджитову, представителю советской научной школы, а ныне профессору Йельского университета, — сообщил «Газете.Ru» ведущий исследователь Итальянского института технологий (Генуя) Рауль Гайнетдинов. — В этом году он стал лауреатом престижной «преднобелевской» премии — премии Шоу — вместе с двумя сегодняшними лауреатами — Жюлем Хоффманном и Брюсом Бойтлером.
Многие, в том числе в Йельском университете, ожидали, что также втроем они получат и Нобелевскую премию. Руслану принадлежит приоритет в открытии роли TLR-рецепторов во врожденном иммунитете человека.
Статья, посвященная этому открытию, опубликована Русланом в 1997 году, сегодняшний лауреат Бойтлер опубликовал свою работу в 1998 году». Таким образом, даже если бы Ральф Штайнман был жив, повод для разговора о том, что Нобелевский комитет обделил Руслана Меджитова, есть.
Руслан Меджитов родился в 1966 году в Узбекистане. Закончил Ташкентский государственный университет, в 1993 году защитил кандидатскую диссертацию в Москве, где работал в группе академика РАН Владимира Скулачева. В 1994 году поступил на работу в Йельский университет, получив позицию постдока в группе профессора Чарльза Джейнуэя. В 1997 году Меджитов и Джейнуэй показали, что у людей существует толл-подобный рецептор (TLR), активирующий гены, необходимые для иммунного ответа. Их статья, опубликованная в Nature, сегодня процитирована уже 2051 раз. По данным ISI Web of Knowledge, индекс цитирования работ Руслана сегодня — 32 018, индекс Хирша — 71. 27 апреля 2010 года в возрасте 44 лет он был избран в Национальную академию наук США и стал одним из самых молодых академиков за всю ее историю.