— Почему выбор пал на картинку Гойи?
— Ранее мы отработали наш метод на довольно большом количестве менее известных картин из собраний местных музеев. Мы исследуем картины, не перенося их в лабораторию. Работы ведутся в комнатах музея, закрытых для посетителей. «Портрет дона Рамона Сатуэ», испанского судьи, — одна из самых известных картин Гойи и единственный шедевр испанского художника в Нидерландах.
Портрет мужчины, который мы обнаружили под верхним живописным слоем, почти наверняка также принадлежит кисти Гойи.
Наша работа будет опубликована в октябрьском выпуске авторитетного академического журнала по истории искусств The Burlington Magazine.
--Какова история картины?
— Сам Гойя жил в 1746–1828 годах и застал эпоху владычества Наполеона. Мужчина, позировавший для «внутреннего» портрета, одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозефом Бонапартом, когда его брат Наполеон сделал его королем Испании. «Внешний» портрет подписан и датирован 1823 годом. Однако теперь мы знаем, что история картины началась раньше: спрятанный портрет был создан между 1809 и 1813 годами.
Хотя мы видим живопись не очень разборчиво,
первоначальный портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозефом Бонапартом в Мадрид, или даже самого Жозе.
Портрет мог остаться у Гойи после того, как французская армия была изгнана из Испании в 1813 году и король Фердинанд VII вернулся на трон.
— Как удается увидеть «второй план» картин классиков?
— Базовые основы нашего подхода не новы – это рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), ему около 100 лет. Он позволяет определить на качественном уровне элементный состав образца. Более продвинутые технологии РФА позволяют количественно оценить содержание элементов в исследуемом объекте. Около 20 лет назад РФА был применен для количественного анализа распределения элементов по площади образца – в данном случае это картина, произведение искусства. Мы применили этот метод для исследования картин старых мастеров и создали специальное оборудование, которое позволяет обследовать такие большие объекты.
Картину исследуют, направляя на нее сфокусированный пучок рентгеновских лучей точка за точкой, как бы проводя сканирование. Для нас «точкой» является участок размером около 1 кв. мм — это метод макро-РФА. Разрешение в 1 мкм и выше — микро-РФА. Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения уникальны для каждого элемента. Таким образом
по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения.
Интенсивность флуоресцентного излучения для каждого элемента визуализируется в виде черно-белого распределения по изображению, а из этих «негативов» мы собираем цельную картину — например, такой, какой она была до нанесения верхнего слоя живописи «Портрета дона Рамона Сатуэ».
— Как вы полагаете, почему Гойя решил «уничтожить» оригинальную картину?
— Мы не можем знать этого точно, однако можно предположить мотивы в тот исторический момент. В 1820 году Гойя поставил свою подпись под либеральной конституцией Испании.
Когда в 1823 году король Фердинанд восстановил абсолютную монархию, Гойя справедливо опасался репрессий за свои политические взгляды.
В этих условиях иметь дома изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.