Руководствуясь индивидуальной выгодой, можно добиться немалого, но заставить общество или даже небольшую организацию эффективно работать по этому принципу просто невозможно. Даже с точки зрения эволюции социально устроенные животные, заботящиеся о своем потомстве и своих собратьях, достигли большего прогресса, чем соревнующиеся друг с другом и со всем миром одиночки.
Считалось, что основанием для подобного поведения является система «кнута и пряника», при которой государство, с одной стороны, держит особей «в страхе», а с другой, создает в меру искусственную иерархию, поощряя альтруистов.
Люк Чанг из Университета Аризоны и его коллеги считают, что большим влиянием на альтруизм обладает чувство вины за неудовлетворенные желания партнера или за нарушение общественных норм и моральных устоев.
Для подтверждения своей гипотезы авторы публикации в журнале Neuron отобрали 30 добровольцев и предложили им «поделиться» друг с другом небольшой суммой денег. Точнее – один из них занимал у другого, после чего возвращал основную сумму плюс «чаевые» или «проценты», размер которых изначально не оговаривался.
В момент возврата денег ученые и пытались измерить «сущность» человека с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Этот метод позволяет с высокой точностью измерять интенсивность кровотока в отдельных участках мозга.
Сказать, о чем конкретно думает испытуемый, нельзя, зато можно судить, где эти мысли крутятся — в центре удовольствия, в зрительной зоне или же в области, отвечающей за чувство голода.
Выяснилось, что в тот момент, когда должник принимал решение о процентах, наибольшая активность наблюдалась в области островка, префронтальной коры и границы височной и затылочной областей коры больших полушарий —
именно эти участки отвечают за «угрызения совести».
Впрочем, из 30 испытуемых не все оказались «виноватыми». У некоторых наибольшая активность, напротив, наблюдалась в области системы поощрения и удовольствия. Не стоит говорить, что чаевые в этом случае были гораздо меньше. Заставить подобных эгоистов испытать чувство вины не удалось, даже сообщив им, что они вернули гораздо меньше, чем ожидалось.
По мнению ученых, именно угрызение совести отвечает за альтруистическое поведение человека. Нерешенным остался лишь вопрос о том, как его вызвать у одиночек и вообще способны ли они его испытывать в полной мере.
Зато работа Чанга дает универсальный способ построения работоспособной команды: сначала надо тщательно отобрать «виноватых», а затем регулярно давить им на совесть, не тратя время на индивидуальные поощрения или наказания.