Длительное время изучением оргазма занимались в основном сексологи, которых скорее можно назвать психологами, а не клиницистами. Но в последние годы и представители фундаментальной медицины подключились к исследованиям кульминации полового акта. Причем если про мужской оргазм все более-менее ясно, то женский оргазм вызывает множество вопросов, достоверные ответы на которые врачи еще не получили.
Остается непонятным хотя бы тот факт, почему далеко не все женщины способны испытывать оргазм.
По данным, опубликованным в 1999 году в Journal of the American Medical Association, у 43% женщин в США есть проблемы с сексуальной жизнью, а 5–10% и вовсе никогда не испытывали оргазм.
Еще один вопрос — это существование так называемой точки G (точки Графенберга), особого сгустка нервных окончаний на передней стенке влагалища, определяющего достижение оргазма слабым полом. Судя по работе итальянских ученых, опубликованной в 2008 году, о которой писала «Газета.Ru», данная точка все-таки существует. Но и это исследование не положило конец ожесточенным спорам относительно справедливости теории немецкого гинеколога Эрнста Графенберга, в честь которого точка получила свое название.
Таким образом, может, изучение женского оргазма и не является чрезвычайно актуальным направлением в науке, но интерес к себе неизменно вызывает.
Основой сексуального наслаждения, по мнению большинства специалистов, является эмоциональная составляющая. Поэтому новые данные о женском оргазме можно получить, если проследить за активностью мозга во время кульминации. О двух подобных исследованиях женского оргазма на уходящей неделе рассказал научно-популярный журнал New Scientist.
В ходе одного исследования группа ученых из Университета Рутджерса из Ньюарка (штат Нью-Джерси) под руководством доктора Барри Комисарука обнаружила активизацию префронтальной коры головного мозга у женщин во время оргазма. Данная область мозга и связанные с ней структуры отвечают, например, за самооценку и абстрактное мышление, в общем, за разные сложные когнитивные и поведенческие функции. «Играет ли префронтальная кора головного мозга ключевую роль в создании физиологической реакции в виде оргазма при фантазии или при соответствующем физическом воздействии?» — такой вопрос поставил Комисарук перед тем, как продолжить исследования, где одним из испытуемых стала журналист-фрилансер Кейт Шукел.
«С жутким треском я оказываюсь внутри томографа. Моя голова привязана, я вся в меру приличия накрыта одеялом, но так, чтобы могла прикасаться к своим интимным местам, в частности, к клитору. Я здесь не для медицинских процедур, не для съемок фильма для взрослых. Я собираюсь вызвать у себя оргазм, чтобы ученые с помощью МРТ-томографа изучили прилив крови к мозгу», — так начинается репортаж Кейт Шукел, опубликованный в New Scientist.
В начале эксперимента испытуемая три минуты постукивала указательным пальцем по большому. Следующие три минуты она только представляла, что стучит указательным пальцем по большому. После этого Шукел сначала выполнила упражнения Кегеля по укреплению мышц тазового дна, а затем представила, что выполняет эти упражнения. «Разминка» завершилась реальным и воображаемым прикосновениями к клитору, после чего девушке поручили довести себя мастурбацией до оргазма и указать ученым момент кульминации путем поднятия свободной руки.
«Несмотря на такую необычную обстановку, я оказалась в состоянии сделать это без особых проблем», — рассказала журналистка.
Результаты томографии показали, что в ходе мастурбации у участницы эксперимента активизировались более 30 отделов мозга, отвечающих за осязание, память, получение награды и даже боль.
При этом префронтальная кора головного мозга показала большую активность, когда прикосновения и напряжения в области таза были воображаемыми.
Эти результаты были представлены учеными на ежегодной конференции Общества неврологов в Сан-Диего. Там с ними ознакомился Яннико Георгиадис из Гронингенского университета (Нидерланды). В ходе подобных экспериментов он и его коллеги установили, что одна из составляющих префронтальной коры головного мозга — левая орбитофронтальная кора — «отключается». По мнению Георгиадиса, эта составляющая может отвечать за сексуальный контроль. Наблюдаемое «отключение», считает ученый, является наиболее ярким примером «измененного состояния сознания», которое никто не видел во время любой другой деятельности.
«Я бы не сказал, что оргазм «отключает» сознание, но сказал бы, что он меняет сознание, — говорит Георгиадис. — Если вы спросите у людей, как они воспринимают свой оргазм, то они в большинстве своем опишут чувство потери контроля. Я пока не берусь сказать, необходимо ли это измененное состояние для достижения большего удовольствия или же это просто побочный эффект».
Расхождения результатов Георгиадиса и Комисарука, возможно, имеет простое объяснение.
Если в ходе эксперимента Комисарука испытуемые достигали оргазма путем мастурбации, то у Георгиадиса оргазм достигался с помощью партнера.
«Такого рода исследования являются чрезвычайно полезными, — считает Джулия Хейман, директор Института имени Кинси по изучению секса, гендера и репродукции. — Оргазм связан с системой мозга, отвечающей за награду, и, вероятно, со многими другими системами. Мы много сможем узнать в результате таких исследований».
Подтверждая слова Хейман, Комисарук надеется, что его дальнейшие исследования оргазма помогут не только улучшить сексуальную жизнь многим женщинам, но и помогут человеку силой мысли контролировать боль и другие физические ощущения.