Краски в клинической практике вещь вполне полезная: ими и рану можно подсушить, и разметку перед операцией нанести, да и на сосудистую сеть взглянуть. Но с настоящими «художниками от медицины» пациенту встречаться обычно не приходится, а ведь в палитре патологоанатомов красок куда больше сотни, а возможности современной микроскопии позволяют даже «заглянуть» за границы видимых цветов радуги.
Если дело происходит в морге, то наблюдаемая картина уже никак не скажется на здоровье больного, а вот грамотная окраска материалов биопсии (биоптатов) зачастую единственный способ пролить свет на причину и течение болезни.
Сильвестре Алавец из Исследовательского института проблем старения имени Бака и его коллеги
предложили «прокрашивать» организм целиком, но вовсе не для диагностики. По их данным, использование тиофлавина позволяет продлить жизнь на 50–80%.
Выбор ученых пал на этот краситель не случайно: именно он обычно используется для диагностики амилоидоза — заболевания, при котором в тканях начинают откладываться амилоидные конгломераты. Самое известное из этих состояний — болезнь Альцгеймера, при которой образующиеся вдоль сосудов мозга бляшки нарушают кровообращение, питание, а вместе с ним и работу мозга.
Тиофлавин, по неизвестным пока причинам, способен избирательно накапливаться именно в гранулах упомянутого амилоида. По всей видимости, подобная химическая модификация позволяет частично замедлить старение как таковое.
Причем авторам публикации в Nature
удалось не просто продлить подопытным организмам жизнь, а именно её активную часть: «покрашенные» черви продолжали активно ползать даже в весьма преклонном возрасте.
Подобного эффекта, хотя и не настолько масштабного, удалось добиться и с другими химическими модификаторами белка — куркумином и рифампицином. Первый уже проходит клинические испытания как противоопухолевый и противовоспалительный препарат. Второй -— антибиотик широкого спектра действия, в последнее время ставший известным во всем мире как действенный препарат при туберкулезе.
В попытке вписать свои результаты в уже вполне неплохо разработанную теорию старения Алавец и коллеги показали, что эффект тиофлавина (по крайней мере частично) зависит от уже известных факторов daf, активирующихся при голодании.<3>
Тиофлавин может оказаться полезен и в предотвращении той же болезни Альцгеймера.
Если «покрасить» червей, предрасположенных к отложению амилоида в мышцах, то можно защитить их от раннего паралича.
А вот экстраполировать результаты на человека в ближайшее время вряд ли получится. Слишком высокие концентрации краски приводят к токсическим эффектам, а равномерно распределить тиофлавин по телу млекопитающих — весьма нетривиальная задача.