Рабочие группы по науке и технологиям, а также рабочая подгруппа по вопросам образования российско-американской двусторонней президентской комиссии проводят в Москве ряд встреч, чтобы обсудить совместные проекты и сотрудничество в области образования, науки и инноваций. О ходе встреч и о принятых на них решениях было рассказано на брифинге, который состоялся в среду в Министерстве образования и науки.
Помощник президента США по науке и технологиям Джон Холдрен заметил, что рабочая комиссия следует приоритетам, обозначенным президентами США и России. «Они ожидают, что мы представим конкретные результаты, что позволит строить долгосрочное сотрудничество в областях науки и технологий».<1>
Комиссия обозначила три научных направления сотрудничества: нанотехнологии, климатические науки и информационные технологии.
В области нанотехнологий, как выразился Холдрен, есть «25 конкретных предложений по совместной работе». «Одно из приоритетных направлений — это создание совместного центра по нанобионауке с участием Курчатовского института и Лоуренсовской национальной лаборатории, — сообщил помощник президента США по науке и технологиям. — Целый ряд научно-исследовательских институтов и вузов будут работать над исследованиями, будет производиться коммерциализация продукции, большое внимание будет уделено образовательной функции, чтобы обучать будущих лидеров нанотехнологий и нанонауки. Вопрос образования возникает снова и снова, он является ключевым. Мы должны уделять больше внимания поколениям следующих ученых и технологов».<2>
В качестве других конкретных примеров сотрудничества России и США в области нанотехнологий Холдрен привел работы по созданию новых высокотехнологичных «революционных» материалов и следующих поколений энергетических систем.
В рамках сотрудничества в области климатических наук было рассмотрено «много предложений». Один из проектов призван рассмотреть вариабельность количества осадков в США в России. Большое внимание будет уделено проблемам изменения климата и изучению влияния на него выбросов метана, диоксида углерода и других парниковых газов. Также будет исследовано уменьшение слоя вечной мерзлоты в Арктике.
Говоря об информационных технологиях, Джон Холдрен сообщил, что некоторые из разработок планируется использовать для коммуникаций в рамках рабочих групп при двусторонней президентской комиссии.
В качестве примера важного направления в этой области помощник президента Обамы назвал существующий в России пилотный проект «Электронное правительство».
«Я надеюсь, что в этой области мы вскоре достигнем такого уровня, что ряд проектов обсудят наши президенты в мае на встрече «большой восьмерки».
На просьбу рассказать о достигнутых на встречах договоренностях более конкретно и вопрос: «Что нас ждет — новое «Сколково»?» — Джон Холдрен ответил, что не очень понимает, что имеется в виду, новые формы сотрудничества или же конкретные результаты, и сказал, что лично он ожидает большого прогресса в области нанотехнологий в виде создания новых материалов, которые можно использовать в аэрокосмической отрасли и промышленном производстве, а также достижений в области биомедицины в виде новых препаратов и новых видов лечения. Все это будет достигнуто «в ходе сотрудничества на большом количестве фронтов», — заявил помощник президента Обамы.
Министр образования и науки России Андрей Фурсенко добавил, что главная задача рабочих групп двусторонней комиссии «все время держать руку на пульсе, для того чтобы знать, как идет сотрудничество между институтами двух стран».
«Считаю, что наша группа призвана создавать некую среду общения и взаимодействия. Мы должны не отдавать указания тому или иному институту, а создавать условия, при которых эти организации будут сотрудничать. Такой подход более эффективен, чем ручное управление тем или иным процессом: он создает общее пространство для управления и взаимодействия, и это та задача, которую поставили наши президенты».
Андрей Фурсенко также объяснил, почему встречи проводились при участии двух рабочих групп двусторонней комиссии (группы по науке и технологиям и группы по вопросам образования): «Мы с самого начала договаривались, что не можем разрывать образование и науку. Обе стороны рассматривают это как единый процесс, который при правильной постановке создает важнейший ресурс для любой страны».
В свете общественного обсуждения законопроекта «Об образовании» в адрес Джона Холдрена последовал вопрос, происходят ли какие-то реформы в американской системе образования.
«Изменения в системе среднего образования — это постоянный процесс, — ответил помощник американского президента. — Наш департамент образования постоянно работает, чтобы реагировать на актуальные проблемы средней школы. В рамках наших встреч мы будем делиться опытом и надеемся улучшить нашу систему образования с помощью наших российских коллег».
Принимавшая участие в брифинге Алина Романовски, заместитель помощника госсекретаря США, заявила о намерении укрепления связей между американскими и российскими учеными, для чего будут производиться обмен учеными, совместные исследования, а в следующем месяце в Вашингтоне будут проведены «беспрецедентные «круглые столы». «Ключевые принципы — равенство, общие интересы и вовлеченность правительственных организаций и гражданского общества». Холдрен же добавил, что президент Обама приветствует увеличение квот по программе сотрудничества с российскими учеными и аспирантами, и выразил надежду, что соответствующие финансовые средства будут выделены в бюджете США на ближайшие годы.
Говоря о возникшей в связи с этим проблеме полноценного признания российских дипломов за рубежом, Фурсенко сообщил, что после соответствующего распоряжения Медведева на Давосском форуме ведутся необходимые работы.
В частности, Минобрнауки подготовило законопроект о признании в одностороннем порядке дипломов и степеней, которые получены в ведущих университетах мира. «Порядок и отбор вузов должен устанавливаться правительством. Чтобы установить такой порядок, мы начали переговоры с американской и европейской ассоциациями университетов, чтобы выработать общие требования. Эти требования затем могли бы быть применены для признания дипломов ведущих университетов России. Формально это разные «линии», но фактически это двусторонние переговоры».