В списке двенадцати самых значимых событий 2010 года в мире науки журнал Nature назвал выход публикаций, посвященных исследованиям останков древнейших предков человека. В ходе одного из таких исследований был изучен мизинец древней женщины, найденный в 2008 году экспедицией института археологии и этнографии СО РАН в Денисовой пещере на Алтае.
Homo erectus, первый гоминид, перебравшийся из Африки в Евразию, совершил это путешествие около 1,9 млн лет назад. Кроме того, известны еще две волны миграции: неандертальцы покинули Африку в период 300–500 тысяч лет назад, а ближайшие предки Homo sapiens лишь 50–60 тысяч лет назад. В марте в Nature был опубликован анализ генома митохондриальной ДНК существа, которому принадлежал мизинец из сибирской пещеры.
Этот анализ показал, что алтайская древняя леди ведет родословную не от неандертальца, а от более древнего предка.
Чтобы подтвердить вывод о том, что после Homo erectus, но до неандертальцев была еще одна волна переселения, требовалось более точное описание существа из Денисовой пещеры. Ученые предприняли успешную попытку расшифровать материал ядерной ДНК, извлеченной из костного фрагмента. Исследованиями занималась группа ученых, в которую вошли как российские, так и зарубежные специалисты, в частности известный исследователь Сванте Пээбо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, руководивший работами по расшифровке генома неандертальца. Результаты расшифровки ядерной ДНК были опубликованы в новогоднем номере Nature, а подробнее о них в пятницу в Новосибирске на специальной пресс-конференции рассказал замдиректора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.
«Выяснилось, что наиболее близкой популяцией к «денисовцам» являются неандертальцы, хотя первые отделились от общего ствола около миллиона лет назад, а вторые вдвое позже, — сообщил ученый. — Так и непонятно до сих пор, почему более архаичный вид — денисовец — умел отлично обрабатывать кость и камень вплоть до изготовления украшений, а неандертальцы, «ответвившись» от общего ствола заметно позже, могли похвастать разве что физической силой. Также известно, что с представителями Homo sapiens неандертальцы контактировали: в геноме представителей современного населения Евразии есть от 1% до 4% их нуклеотидных последовательностей».
Возможно, представительницы Homo sapiens предпочитали более сильных неандертальцев своим сородичам. А вот с «денисовцами» у предков современного человека подобных контактов почему-то не было.
Вдобавок к фаланге мизинца девочки из Денисовой пещеры ученым на этот раз удалось проанализировать еще один объект — правый верхний зуб молодого человека, который также был найден в Денисовой пещере еще в 2000 году. Определить его принадлежность до недавнего времени ученым не удавалось; исследования этого года показали, что зуб также принадлежал «денисовцу».
«В прессе часто называет его новым видом гоминидов, но мы, археологи, не берем на себя смелость утверждать, что это, например, не был чей-то подвид», — заявил Шуньков.
Он уточнил, что зуб был найден совсем в другой части Денисовой пещеры: фаланга обнаружена в восточной ее галерее, а зуб в южной. Разница во времени обитания в пещере особей, которым принадлежали фаланга и зуб, исчисляется, по разным данным, от 7,5 до 16 тысяч лет. При этом особи, безусловно, принадлежали к одной и той же популяции.
После того как ученым удалось «собрать» геном гоминида из Денисовой пещеры, его сравнили с геномами 54 представителей современных людей со всей планеты и выяснили, что он на 4–6% совпадает с геномами жителей Меланезии. Разумеется, речь не может идти о том, чтобы с территории Алтая «денисовцы» мигрировали на острова Тихого океана неподалеку от Папуа — Новой Гвинеи.
По-видимому, у них был общий предок, проживавший в восточной области Азии, куда сегодня входят Сибирь, Центральная Азия, Монголия и север Китая.
«Благодаря работе сибирских археологов фактически у нас с вами появился еще один предшественник, который к тому же проживал неподалеку отсюда, — заявил Михаил Шуньков. — Интересно, что в соседних с Денисовой пещерах были найдены останки неандертальцев, которые датированы примерно тем же временем, что и останки «денисовцев». Это значит, что они не могли не контактировать. Но каков был характер их взаимоотношений, неизвестно, так что фантазировать на эту тему можно много. Но, как ученый, я за это не возьмусь».
Каменные орудия, найденные двух пещерах в ста километрах в том же районе Алтая, в частности в Сибирячихе и пещере Чегырской, имеют четко выраженный западноевропейский (так называемый мустьерский) облик, присущий культуре неандертальцев. В Денисовой пещере найдены совсем другие артефакты: эти находки имеют возраст около 50 тысяч лет и походят больше на предметы, обработанные более совершенными способами, характерными для предков современного человека, например костяные иглы с просверленным ушком. Бусины из скорлупы яиц страуса и браслеты из хлодитолита, которые наши в том же слое, говорят о том, что уже 50 тысяч лет назад тогда существовал экспорт сырья из Монголии и Забайкалья. После открытия «денисовца» первобытный человек перестал быть синонимом примитивного.
Шуньков также сообщил, что в этом году в Денисовой пещере были найдены новые останки — одна фаланга, один зуб и фрагмент черепной крышки. В октябре они были переданы на анализ.